Автор:
|
|
Галкина Василиса, специалист отдела SEO-продвижения и развития Digital Generation |
Что случилось с поиском
С каждым годом ИИ-технологии набирают обороты, меняя привычные инструменты и правила рынка. Поведение пользователей — не исключение. Всё больше людей используют искусственный интеллект в обычной жизни: голосовые ассистенты и чат-боты выступают в роли помощников, подсказывая и определяя поведение людей. В стороне не остаются и поисковые системы, ИИ-ассистенты которых уже сейчас генерируют ответы и готовые подборки с ссылками на запрос пользователя.
В результате классический поиск начинает проигрывать ИИ-помощникам, теряя клики. Нахождение в топе больше не гарантирует трафик: значительная доля запросов теперь закрывается нейроответом прямо на странице результатов. Это облегчает поведение пользователя: ему не нужно скроллить выдачу и искать необходимую статью, всё нужное собрано в краткой ИИ-выжимке.
Согласно исследованиям, в марте 2025 года лишь 40,3% пользователей в США кликнули по органической выдаче Google, в то время как доля zero-click-запросов превысила 27% и продолжает расти. При этом Sostav указывает, что в будущем доля «нулевой выдачи» и вовсе станет нормой для 70–80% поисковых запросов.
Что такое GEO и что это значит для SEO
Глядя на всю статистику, связанную со снижением органического трафика и ростом «нулевой выдачи», появляется вопрос: «Получается, SEO умирает?». Значит ли это, что работать над сайтом не обязательно, а вкладываться в традиционное SEO не нужно?
На самом деле это не так. SEO не умирает — оно трансформируется. Вместо привычной борьбы за позиции в топ-10 на передний план выходит борьба за попадание в нейроответы поисковой системы. Именно здесь и появляется новый термин — GEO.
GEO (Generative Engine Optimization) — генеративная оптимизация, или же продвижение сайта таким образом, чтобы информация на нём была использована в нейровыдаче. По сути, GEO является тем же SEO, только направленным на ИИ-алгоритмы.
Как работает ИИ-поиск
Как и в SEO, у GEO-продвижения есть свои особенности.
Например, в Google для формирования кратких ответов используется нейросеть Google Gemini, а Яндекс — Алиса AI на базе YandexGPT.
Механика проста:
-
ИИ анализирует страницы, которые находятся в топе поисковой выдачи, извлекает из них факты и ключевые фрагменты;
-
на основе собранных данных генерирует краткий ответ и прикрепляет ссылки на использованные источники.
Теперь задачей SEO-специалиста является оптимизировать контент таким образом, чтобы, согласно второму пункту, ИИ-алгоритм счёл сайт бренда и информацию на нём полезной и использовал при формировании ответов.
Механизм работы GEO
Как и при работе с SEO, для эффективного продвижения в поиске необходимо соблюдать определённые правила при оптимизации сайта и контента на нём. Для GEO тактика заключается в следующем:
-
упоминания бренда. Необходимо, чтобы на бренд или сайт ссылались в авторитетных источниках. Попадайте в списки «лучшего», пусть ваш бренд упоминают на специализированных сайтах и платформах;
-
омниканальность: бренд должен присутствовать на нескольких платформах, так это повысит видимость для ИИ: необходимо развивать не только сайт, но и использовать другие PR- инструменты;
-
как и при работе с SEO, контент должен быть уникальным — чем выше уникальность, тем лучше для сайта;
-
используйте понятную не только пользователю, но и искусственному интеллекту подачу материала: заголовки, списки, FAQ, микроразметку, так ИИ будет легче «считать» страницу и использовать информацию из неё.
Зачем нужно GEO
Одним из отличий GEO от SEO также является форма запроса пользователя при поиске: если вопрос задан как «Что выпить от головной боли?», то ИИ соберёт релевантные материалы и даст структурированный ответ, перечислив примеры препаратов и советы, при этом прикрепив ссылки на источники. Здесь и кроется ответ на вопрос, который мог появиться: «Зачем нужен GEO, если контент всё равно использует ИИ?».
GEO нужен как раз для того, чтобы бренд цитировался ИИ: в любой нейровыдаче к ответам обязательно прикрепляются ссылки на источники, а это, в свою очередь, приведёт на сайт заинтересованного в больших подробностях пользователя.
Стратегия 2026: SEO + GEO
Хоть и заголовки кричат о том, что SEO умирает, мы уже обсудили, что это — не так. Теперь, когда мы знаем, что SEO трансформируется, поговорим о том, как же действовать в 2026.
Главный принцип, которого мы рекомендуем придерживаться в новых реалиях: без крепкого SEO не получится успешного GEO.
Во-первых, традиционный поиск никуда не исчез: несмотря на эксперименты с ИИ, Google и Яндекс всё также позволяют привлекать естественный трафик на сайт, стоимость которого может быть в разы и в десятки раз ниже, чем платный трафик (тут мы условно называем SEO «бесплатным способом продвижения», так как затраты включают работу специалистов).
Во-вторых, если у вас плохое SEO, шансы попасть в нейровыдачу достаточно невелики. SEO является фундаментом, а GEO уже надстройкой: необходимо, чтобы сайт и контент были грамотно оптимизированы.
Например, статья, цитируемая в ответе ChatGPT, с высокой долей вероятности занимает топ-3 в обычной выдаче. Однако и находясь в топ-20, можно попасть в ИИ-ответ, обогнав конкурентов: для этого достаточно, чтобы ваш контент на сайте было более GEO-оптимизирован.
Поэтому продвижение теперь должно быть комплексным: и для результатов поиска, и для видимости в ответах ИИ.
Основные тренды 2026 в SEO и GEO
Согласно последним исследованиям, в результате стремительного развития ИИ на рекламном рынке формируются три отдельные стратегии по созданию контента:
-
сторонники ИИ (22%) — считают, что таким образом можно автоматизировать контент;
-
авторы, стремящиеся создавать уникальный контент (49%) — опираются на подход E-E-A-T и человеческий опыт;
-
омниканальность (58%) — совмещение ИИ-инструментов и человеческого труда.
Поэтому необходимо выделить несколько ключевых факторов для успешной SEO- и GEO-оптимизации, которые следует учитывать в 2026 году.
Мультиплатформенность
Брендам необходимо развивать не только сайт, но и наращивать присутствие на других платформах: социальные сети, форумы, увеличивать долю упоминаний бренда. Так потенциальная аудитория сможет соприкоснуться с вашим брендом ещё до того, как попадёт на сайт — это, в свою очередь, заранее повышает уровень доверия.
Структурированность контента и усиление E-E-A-T
ИИ-модели и поисковики предпочитают хорошо организованный и заслуживающий доверия контент. В данном случае отлично работает подход E‑E‑A‑T (Experience — опыт, Expertise — экспертиза, Authoritativeness — авторитетность, Trustworthiness — надёжность).
Данные факторы помогают поисковой системе определять качество информации и источников для дальнейшего ранжирования в поиске. Таким образом, для успешной SEO- и GEO-оптимизации важно не только то, что написано в статье, но и авторитет площадки.
Поэтому стоит иметь чёткую структуру заголовков, маркировать списки, добавлять микроразметку, повышать авторитетность источника, ссылаться на экспертную литературу, а также иметь сильное семантическое ядро.
Работа с семантикой сайта
Используйте формулировки, понятные пользователю и ИИ (то есть вшивать ключевые слова в предложения так, как это обычно спрашивают простые люди), именно поэтому необходимо освещать ответы на часто задаваемые вопросы в статье.
Технические показатели сайта
Технические показатели сайта остаются важнейшей частью при SEO-продвижении, напрямую влияя на GEO. Необходимо, чтобы сайт быстро загружался, был хорошо адаптирован для мобильных устройств и был корректно технически оптимизирован.
Важность визуальной составляющей
Современные ИИ-модели умело считывают не только текст, но и изображения. Поэтому особенно важно уделять внимание инфографике, иллюстрациям и тому, чтобы визуальный контент был оригинальным.
Как SEO и GEO работает на практике
Чтобы увидеть, как работают принципы комплексной стратегии SEO + GEO, рассмотрим один из наших кейсов — продвижение сайта препарата «Ликопид».
Перед нами стояла задача: не просто увеличить органический трафик, но и усилить авторитетность и уникальность сайта и поднять его позиции в поисковой выдаче, а также встроить бренд в генеративную поисковую картину, то есть обеспечить его присутствие как в обычной выдаче, так и в ответах ИИ.
Какие были вводные данные:
-
сайт пришёл с большой историей и низкими показателями по трафику;
-
в ходе технических аудитов было обнаружено множество ошибок, включающих в себя большое количество внешних ссылок, нарушение иерархии разделов сайта и структуры страницы, отсутствие грамотной оптимизации мета-тегов и множество других пунктов для коррекции.
В результате подход к решению существующих проблем был комплексным:
Техническая оптимизация
-
По результатам аудитов мы устранили критические ошибки и оптимизировали страницы, убрав все препятствующие индексации страниц факторы (дубли, внешние ссылки и так далее).
-
Скорректировали семантическую вёрстку сайта, переработали структуру страниц и разделов.
Проведя масштабную работу по устранению всех технических ошибок на сайте, мы увеличили его скорость загрузки до 99%.
Работа с E-E-A-T-факторами
-
Разработали страницу экспертов сайта для повышения экспертности.
-
Внедрили интерактивные инструменты и тесты для улучшения поведенческих факторов.
-
Проработали экспертные видео для усиления бренда.
-
Разработали тематические посадочные страницы.
-
Разработали полноценный раздел для специалистов.
-
Внедрили спецпроект для специалистов.
В результате проделанной работы нам удалось не просто повысить качество сайта, но и увеличить органический трафик на сайт бренда с июня 2025 по август 2025 в два раза, при этом трафик продолжает плавно расти.
Факторы, обеспечившие попадание в генеративную выдачу:
-
Технические доработки на сайте: внедрение семантической вёрстки, микроразметки, работа над скоростью загрузки сайта.
-
Индексация сайта в топ-5.
-
Проработка экспертности и авторитетности.
-
Актуализация контента путём добавления в него свежих международных исследований не позднее 2020 года.
-
Работа над структурой контента под запросы ИИ.
-
Внедрение GSO-семантики в статьи.
-
Масштабная работа над внешней оптимизацией.
-
Омниканальный подход в работе с брендом: помимо SEO, продвижение охватывало широкий спектр коммуникационных каналов, направленных как на пользовательскую, так и на врачебную аудиторию.
В результате правильной оптимизации данный сайт занимает не только топовые позиции (например, по данным keys.so сайт можно найти в топ-1 по 206 запросам, а в топ-10 — по 4 316 запросам), но и также попадает в генеративную выдачу, где информация с сайта цитируется (ниже представлены примеры в Google и в Яндекс).
Вывод: данный кейс наглядно показывает, как системный подход к SEO, грамотная техническая работа и работа с контентом могут привести к стремительному росту даже в сложных нишах. Мы не просто исправили ошибки, которые были на поверхности, а провели глубокую аналитику и масштабную работу по перезапуску сайта.
SEO не умерло — оно эволюционировало
SEO не умирает — SEO трансформируется, а вместе с ним трансформируются и методы работы. Помимо классического SEO в игру вступило GEO. Чтобы в 2026 году сохранять позиции, необходимы правильная тактика и работа грамотных специалистов.
В Digital Generation мы создаём стратегии, которые приносят результат, и используем только те инструменты, которые помогают бренду выйти в топ. Чтобы узнать, что будет работать в 2026 именно для вас, свяжитесь с нами.














