Только 4 банка из 38 набрали максимальный балл при исследовании клиентского опыта
на главную спецпроекта
Только 4 банка из 38 набрали максимальный балл при исследовании клиентского опыта

Аналитика по результатам исследования.

26 февраля 2024

Основатель IT-агентства A2SEVEN Антон Репьев поделился результатами аналитического исследования в сфере банковской деятельности. Предметом исследования стал процесс получения дебетовой карты в российских банках второго эшелона.

Сегодня банки вынуждены работать в высококонкурентной среде, которая заставляет их трансформироваться в технологичные компании и применять инновационные онлайн-решения. Лидеры отрасли успешно адаптировались в цифровой эре, чего нельзя сказать о среднем сегменте банковского рейтинга. Многие банки второго эшелона продолжают использовать устаревшие решения и отстают в этой гонке за клиентом.


Весной 2023 года мы провели полномасштабное маркетинговое исследование банковской сферы, в котором проанализировали процесс получения дебетовой карты онлайн. Каждый выбранный банк оценивался по 13 критериям по 5-балльной шкале. В ходе исследования были выделены успешные методы и слабые места, а также составлены рекомендации для улучшения пользовательского опыта клиентов банка.

Топ 20 банков по результатам исследования приведен ниже:

  • Ингосстрах (48 баллов);
  • АКБ «ФОРА-БАНК» (42 балла);
  • БКС банк (40 баллов);
  • Металлинвестбанк (40 баллов);
  • Дальневосточный банк (38 баллов);
  • Банк Хлынов (37 баллов);
  • Сургутнефтегазбанк (37 баллов);
  • Банк «Солидарность» (37 баллов);
  • Челиндбанк (37 баллов);
  • Тольяттихимбанк (36 баллов);
  • Банк «Приморье» (36 баллов);
  • ВУЗ-банк (35 баллов);
  • Банк «Аверс» (35 баллов);
  • Энергобанк (34 балла);
  • Акибанк (33 балла);
  • СДМ-банк (32 балла);
  • Банк «Левобережный» (32 балла);
  • Кредит Урал Банк (31 балл);
  • Банк «Кубань Кредит» (31 балл);
  • ББР Банк (30 баллов).

Проведение исследования

Для исследования были выделены 38 российских банков второго эшелона с активами от 64 до 120 млрд рублей. Одновременно отсеивались банки с минимальным количеством отделений. Были проанализированы все этапы оформления дебетовой карты: от точки входа на сайт до момента получения. Для этого эксперты проходили пользовательский путь: знакомство с банком — знакомство с продуктами банка — выбор продукта — заказ карты — выбор способа получения.

Максимальный балл получил банк Ингосстрах. Он набрал 48 баллов из 50-ти возможных, потеряв 2 балла за отсутствие возможности кастомизации карты. Самый низкий результат — у «Быстробанка». Сайт банка предоставляет большой объём информации, но её визуальное представление не соответствует текущим запросам пользователей.

«Сайт банка Ингосстрах производит наилучшее впечатление. Система выстроена по всем правилам привлечения клиентов и продажи продукта. Большинство вопросов — так называемых „болей клиентов“ — закрываются уже на этапе открытия страницы с обзором дебетовых карт. Информация разложена по полочкам: характеристики карты, преимущества и преференции, способы оформления и получения. Всё это вызывает доверие к продукту».
Валерия Чекмарева, руководитель отдела маркетинга A2SEVEN

Только 4 банка набрали выше 35 баллов, то есть 70% от максимально возможных. Это банки Ингосстрах (48 баллов), «Фора-Банк» (39 баллов), БКС и Солидарность (по 37 баллов). От 30 до 34 баллов набрали 12 банков. Самые интересные сайты из них у банков «Хлынов», «Металлинвестбанк» и «Кубань Кредит».

Методология исследования

Цель — анализ процесса получения дебетовой карты (ДК) в банках с точки зрения пользователя, которые занимают 39–63 места в рейтинге российских банков.

Полный список банков.

  • Банк Ингосстрах
  • АКБ «ФОРА-БАНК» (АО)
  • БКС Банк
  • Дальневосточный Банк
  • Банк «Хлынов»
  • Металлинвестбанк
  • Сургутнефтегазбанк
  • ВУЗ-Банк
  • Банк «Аверс»
  • СДМ-Банк
  • Банк «Солидарность (Самара)»
  • Челиндбанк
  • Кредит Урал Банк
  • Энергобанк
  • Акибанк
  • ББР Банк
  • Тольяттихимбанк
  • Банк «Кубань Кредит»
  • Банк «Приморье»
  • Банк «Левобережный»
  • Ланта-Банк
  • Банк Синара
  • Севергазбанк
  • Банк «Финсервис»
  • Газэнергобанк
  • Норвик Банк
  • Банк «Акцепт»
  • Банк «Интеза»
  • Генбанк
  • НБД-Банк
  • Инвестторгбанк
  • Банк «Таврический»
  • Банк «Пойдем!»
  • Банк «Центрокредит»
  • Челябинвестбанк
  • Энерготрансбанк
  • Меткомбанк (Каменск-Уральский)
  • БыстроБанк
  • Методология исследования
    Каждый критерий оценивался от 0 до 5 баллов, некоторые — до 2 баллов
    Максимальное количество баллов — 50
    Даты проведения: 01.02 — 30.03.2023 года

    Результаты по разделу «Юзабилити сайта»

    Юзабилити сайта оценивали по двум параметрам: скорость загрузки и адаптивность дизайна. Скорость загрузки — один из ключевых критериев ранжирования сайта по поведенческим факторам. Если страница грузится 5 секунд и дольше, то до 90% пользователей не хотят ждать и закрывают её. Сайт должен открываться за 1–2 секунды.

    Большинство исследуемых сайтов загружаются практически мгновенно. Только у 5 банков загрузка занимает продолжительное время. Чтобы его сократить, необходимо оптимизировать содержание страниц и уменьшать вес изображений, видео и прочего контента.

    Ещё более 5-ти лет назад Google сформулировал новый принцип сайтостроения — Mobile First, то есть мобильная версия должна быть приоритетнее десктопной. Это неудивительно, учитывая, что 92% пользователей выходят в интернет через мобильные устройства. Именно поэтому так важна адаптивность сайта — способность автоматически трансформироваться под различные экраны.

    В анализе на адаптивность максимальный балл получили сайты, способные корректно отображаться на десктопе, смартфоне и планшете. Больше половины исследуемых банков имеют полностью адаптивный дизайн сайта. Абсолютно неадаптивные сайты у двух банков: «Таврический» (23 балла) и «Энерготрансбанк» (12 баллов).

    «Дизайн крайне важен для банковского сайта. Пользователи изначально настроены на определённые паттерны в дизайне, поэтому излишний креатив или экстремально нестандартное решение сбивает с толку. Так, на сайте банка „Финсервис“ (24 общих балла) в качестве фона главной страницы использовано полномасштабное изображение горного озера. Поначалу думаешь, что попал в блог путешественника, и лишь по названию определяешь, что это банк. Кроме этого, сайту не хватает органичности: разноплановый дизайн и „поехавшая“ верстка».
    Роман Симоненко, руководитель отдела тестирования A2SEVEN

    Результаты по разделу «Этап знакомства с банком»

    Оценка на этапе знакомства с банком проводилась по пяти критериям, наиболее важные — наличие интересующей клиентов информации. Для получения дебетовой карты это информация о самой карте, бонусной системе и ответы на типовые вопросы (FAQ). Несмотря на очевидность подобных пользовательских запросов, у пяти банков нет отдельной страницы с информацией о картах вообще, у шести — отсутствует описание бонусной программы. Блок FAQ есть только у 23% исследуемых банков.

    К 2023 году мобильные приложения стали обязательным фактором успешного развития. У 36 исследуемых банков мобильные приложения уже созданы. Их нет только у «Центрокредит» и «Быстробанка».

    «На сайте БКС Банка (37 баллов) есть авторизация через госуслуги, что повышает доверие к банку. Пункты меню удобно расположены. В целом прекрасный баланс между визуальной составляющей и удобством навигацией. Единственная моя рекомендация — перенести блок FAQ в более доступное место».
    Роман Кудлай, техлид отдела разработки и аналитики A2SEVEN

    Результаты по разделу «Этап открытия счета и получения карты»

    Самый большой срез исследования приходится на этап открытия счёта и получения карты. В нём задействовано 6 параметров, которые объективно отражают комфорт клиента при заказе дебетовой карты. Ядро нашей методологии — подсчёт шагов и времени пользовательского опыта. Чтобы произвести одно и то же действие, клиентам приходится пройти от 1 до 9 шагов и потратить от 1 до 16 секунд.


    Наилучшие результаты у банков Ингосстрах, БКС и Сургутнефтегазбанк (33 балла). Это значит, что их клиенты могут на сайте оставить полную информацию для получения карты. У семи банков есть только форма «Перезвоните мне», а у десяти банков вообще нет возможности оставить онлайн-заявку на сайте.


    Удобство клиентов должно стоять на первом месте. Например, сайт банка «Центрокредит» (12 баллов) выполнен в стиле минимализма и производит приятное впечатление. Но одновременно с этим не продуманы сценарии поведения пользователей, поэтому найти нужную информацию или заказать дебетовую карту просто невозможно. Несмотря на привлекательный дизайн, сайт не выполняет основную функцию — превращение посетителя в клиента.

    Важным фактором выбора практически любой организации в 2023 году становится доставка. Начиная со времен пандемии, всё больше людей вовлекаются в онлайн-заказ товаров и услуг. Сегодня игнорировать этот тренд могут только монополисты, а небольшие компании должны подстраиваться под запросы клиентов и доставлять им всё необходимое. Между тем, у 27 банков, то есть у 71%, нет доставки карты. Клиентам приходится самостоятельно забирать их в отделении.

    «У „Газэнергобанка“ (23 балла) неплохой сайт с точки зрения удобства расположения пунктов меню. Есть небольшие баги с адаптивом в мобильной и планшетной версиях, но они поправимы. Из отрицательных моментов — нельзя оставить заявку на дебетовую карту, а нужно идти в отделение банка».
    Максим Черенков, разработчик .Net A2SEVEN

    Резюме


    В целом исследование показывает разнородную картину. С одной стороны, 22 банка, то есть 58% всех исследуемых, набрали более половины возможных баллов. Это значит, что оцениваемый пользовательский опыт достаточно продуман и отвечает запросам клиентов. С другой стороны, баллы трёх банков: Центрокредит, Энерготрансбанк и БыстроБанк — составляют менее 15 у каждого. Мы советуем им усилить цифровизацию: адаптировать сайты, разработать приложения и упростить пользовательский опыт.


    Общий вывод такой: банкам стоит поработать над комфортом клиентов и закрытием всех интересующих вопросов до получения карты. Это поможет увеличить конверсию входящих пользователей в клиентов банка.