Что, если не маркетплейсы: альтернативы для малого и среднего бизнеса
на главную спецпроекта
Что, если не маркетплейсы: альтернативы для малого и среднего бизнеса

В 2022 году изменились платёжные сценарии, но россияне по-прежнему делают покупки в интернете. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), доля маркетплейсов в общем объёме интернет-продаж в начале 2022 года составляла 39%, а в конце года — 45%. Однако у небольших интернет-магазинов тоже есть шанс заработать.

Аналитики ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) изучили интернет-платежи пользователей в магазинах разных сегментов — малого, среднего и крупного — за 2022 и 2021 годы. По данным ЮKassa, в 2022 году по сравнению с 2021-м быстрее всего росли небольшие (оборот до 800 тысяч рублей в месяц) и средние (оборот до 6,4 млн рублей в месяц) магазины: на 21% и 20% соответственно.

Кому в интернете работать хорошо

Маркетплейсы укрепили свои позиции: большую часть покупок россияне делают на пяти-шести крупных универсальных площадках. 

По оценкам АКИТ, рынок онлайн-торговли в 2021 году составил 3,6 трлн рублей, из них на маркетплейсы пришлось 39% — 1,4 трлн рублей. В 2022 году рынок ecom вырос до 5 трлн рублей, из которых на маркетплейсы пришлось 45% — 2,25 трлн рублей.

Но в 2022 году освободились ниши, которые смог быстро занять малый и средний бизнес. Это локальные бренды одежды, товаров для дома, специализированных товаров — например, для активного отдыха.

«Один из трендов ecom последних лет состоит в том, что платёжный ландшафт меняется. Точкой входа в онлайн-торговлю для предпринимателей становятся маркетплейсы, а по мере развития бизнеса многие продавцы открывают свои онлайн-магазины. Поэтому мы считаем, что онлайн-магазины тоже могут заработать — особенно те, кто адаптировал свою стратегию под изменения на рынке и предлагает альтернативу ушедшим брендам», — коммерческий директор ЮMoney Дмитрий Кармишин.

Самый большой рост в ЮKassa показали небольшие магазины (с месячным оборотом до 800 тысяч рублей). В них оборот платежей в 2022 году вырос на 21% по сравнению с 2021 годом, количество покупок — на 35%, а число плательщиков — на 13%. Средний чек, хоть и стал на 10% меньше, составил 2 004 рубля, что в два раза больше, чем в крупных магазинах.

Средние магазины (с оборотом до 6,4 млн рублей в месяц) за год выросли по обороту платежей на 20%, количество покупок в них увеличилось на 24%, количество покупателей — на 10%. Средний чек почти не изменился и составил 2004 рубля.

У больших магазинов (с оборотом от 6,4 млн рублей в месяц) оборот вырос на 10%, количество покупок — на 31%. Плательщиков стало на 11% больше, а средний чек снизился на 16%, до 1048 рублей.

«Несмотря на значительный рост российских маркетплейсов, в 2022 году смогли заработать и представители малого бизнеса, например локальные бренды одежды разного ценового сегмента и продавцы специализированных товаров. Некоторые из представителей малого бизнеса используют маркетплейсы и соцсети как площадки для развития — и при этом успешно продают в своих онлайн-магазинах», — коммерческий директор ЮMoney.

Как платили россияне

Когда из России ушли популярные сервисы для бесконтактной оплаты, пользователи и магазины стали искать им замену. Продавцы заинтересовались альтернативными методами оплаты, которые позволяют покупателю быстро заплатить за товар или услугу.

«Для интернет-магазинов новые способы могут стать привычной альтернативой. Это касается SberPay, оплаты привязанными к Сбер ID картами и электронным кошельком ЮMoney, оплаты по QR-коду и через MirPay. Все эти способы позволяют покупателям платить так же быстро и удобно, как раньше, а магазинам — сохранить платёжную конверсию», — Дмитрий Кармишин.

Самый большой рост среди альтернативных методов оплаты в ЮKassa продемонстрировал SberPay. Количество всех платежей этим методом в ЮKassa за год выросло с 7% до 9%, оборот увеличился с 3% до 5%.

В небольших магазинах оборот платежей через SberPay вырос на 113%, средний чек — на 8%, до 1691 рубля. В сегменте больших магазинов оборот увеличился на 120%, средний чек — на 15%, до 1069 рублей. В средних магазинах оборот вырос на 77%, средний чек — на 26%, до 1747 рублей.

SberPay — второй по популярности платёжный метод в ЮKassa после банковских карт. За 2022 год с его помощью оплатили 17% всех покупок в небольших магазинах (рост в два раза), 15% всех покупок в средних магазинах (рост на 77%) и 11% всех покупок в больших магазинах (рост в 2,2 раза).

В небольших магазинах число платежей через SberPay в 2022 году выросло на 97% по сравнению с 2021-м, а число платежей картами — на 40%. У больших магазинов в 2022 году число платежей через SberPay тоже выросло сильнее (на 92%), чем число платежей картами (на 42%).

Хотя доля платежей банковскими картами росла не так активно, как альтернативные платёжные методы, это всё ещё самый популярный способ оплаты. В больших магазинах в 2022 году банковскими картами было оплачено 79% всех покупок (+10%), в средних — 77% всех покупок (+29%), в небольших магазинах — 76% всех покупок (+34%).

В 2022 году российские пользователи стали чаще пользоваться электронными кошельками в качестве альтернативы Pay-методам. Электронный кошелёк ЮMoney — это, по сути, родоначальник бесконтактных платежей: к нему можно привязать банковскую карту и платить в онлайне без ввода данных. Чаще всего пользователи платят кошельком ЮMoney за одежду, обувь, игры и подписки на стриминговые сервисы. В 2022 году средний чек при оплате кошельком был выше, чем при оплате другими способами. Например, у больших магазинов он вырос на 5%, до 877 рублей, у средних — на 8%, до 1087 рублей, а у небольших почти не изменился и составил 836 рублей. Количество всех покупок, оплаченных кошельком, в 2022 году составило 3% в небольших магазинах и по 2% — в средних и больших магазинах.

«В 2022 году российские маркетплейсы укрепили позиции, но это не значит, что небольшим магазинам нет места в интернет-торговле. Наше исследование доказывает, что маленькие продавцы могут показывать хорошие результаты — особенно нишевые магазины одежды, цифровых товаров и товаров для дома, снаряжения для охоты и рыбалки и товаров для животных», — Дмитрий Кармишин.

Методика исследования: аналитики ЮKassa изучили данные более чем 180 тысяч интернет-магазинов, которые проводят более 2 млн успешных платежей в сутки. Рассматривались онлайн-платежи пользователей в интернет-магазинах разных сегментов (малый, средний и крупный бизнес) за январь—декабрь 2022 и 2021 годов. Данные с маркетплейсов не учитывались.