Скорая SERM-помощь: спасаем поисковую выдачу
на главную спецпроекта
Скорая SERM-помощь: спасаем поисковую выдачу

Какими способами можно добиться успеха, а с чем лучше не связываться.

Рассказывает Егор Федотов из аутсорсинговой пресс-службы 2N9HT.

Репутацию компании или личности в сети в основном определяют публикации, находящиеся на первых позициях в поисковой выдаче по ключевому запросу. Особенно те, что занимают верхнюю половину страницы в Яндексе и Google, ведь всё, что ниже, не видно до скроллинга.

Если на этих позициях оказываются компрометирующие статьи и антиреклама — действовать нужно незамедлительно. Тогда в работу вступает SERM (Search Engine Reputation Management) — мероприятия по улучшению репутации и созданию положительного мнения.

С чего всё началось

Заказчик, который обратился к нам за помощью, столкнулся с рейдерским захватом своей компании в РФ и вынужден был эмигрировать в США. Против него была развернута агрессивная PR-кампания. Публикации заняли первые позиции в западной выдаче поисковых систем.

«До»

Казалось бы, самым надёжным шагом к восстановлению репутации должно быть удаление «всего негативного» силами первоисточника. Другими словами — пойти на сделку с конкурентами и договориться об удалении публикаций. Но решительно настроенные распространители компромата могут пойти на конфликт и усугубить ситуацию:

  • ещё сильнее заполнить интернет скандальными текстами, используя площадки, которые находятся выше в поисковой выдаче;

  • обратиться в суд;

  • оперативно восстановить удалённые публикации.

Чтобы не рисковать, мы решили действовать другим путём.

Удаление из выдачи

В случаях, когда надо действовать быстро и с минимальными затратами, хорошо помогает скрытие публикации из результатов выдачи поисковых систем. Главное знать, в каких ситуациях нужно к нему прибегнуть.

Одну из «клеветнических» ссылок на первой странице поисковой выдачи мы смогли удалить с помощью жалобы на нарушение авторских прав от администратора дружественного сайта. Это один из самых часто используемых и эффективных способов удаления нежелательной информации.

Для подачи жалобы на результаты поисковой выдачи в Google нужно воспользоваться специальной формой

В нашем случае была создана жалоба в Google для деиндексации — удаления интересующей публикации из результатов поисковой выдачи.

Дальше в дело вступают приёмы, призванные сдвинуть публикации с негативом как можно ниже, а ещё лучше — опустить их на вторую страницу Google.

Публикация пресс-релизов

Пресс-релиз — это небольшое, но ёмкое сообщение с целью проинформировать СМИ о событии или новости. Если есть качественный инфоповод, то можно рассчитывать на публикацию в известных изданиях с большими охватами. Но у нас не было времени на создание громкой новости, поэтому решили обратиться к небольшим региональным медиасетям.

За короткий срок мы разослали несколько пресс-релизов, наши публикации попали на первые страницы западной выдачи Google и сместили компрометирующие статьи.

Оптимизация поведенческих факторов

Тоже считается «серым» методом повышения позиций страницы сайта в поисковых системах.

Нужно было сделать так, чтобы поисковики «увидели» интерес пользователей к странице с позитивной или нейтральной информацией о заказчике и переместили её выше негативной. Поисковые системы отслеживают не только переходы по ссылке, но и время, проведённое на сайте, действия пользователей, дочитываемость.

Чтобы всё это организовать за короткое время, мы и воспользовались накруткой. А именно, попросили заинтересованных лиц за деньги переходить по ссылкам и совершать нужные действия. Для этого есть много специальных сервисов, мы использовали Userator.

Таким образом, ссылки с положительной информацией о нашем заказчике, которые были расположены на 4–5 местах, поднялись выше. А скандальные тексты сдвинулись ниже середины страницы.

Но для улучшения и поддержания полученного результата нужны ещё публикации, поэтому привлекли к работе искусственный интеллект.

Рерайтинг с помощью нейросети

За основу мы взяли тексты пресс-релизов, которые написали ранее для публикации в СМИ. И воспользовались Fraze — одним из сервисов для ИИ-рерайтинга.

Суть его работы в том, что нейросеть анализирует текст и особенности поисковой выдачи по нужному запросу. Далее искусственный интеллект создаёт рерайт написанного с учётом оптимальной длины текста, упоминания целевых и «соседних» ключевых слов. Конечно, придётся вносить небольшие правки, но это всё равно упрощает и ускоряет процесс создания новых полезных публикаций.

Наши готовые статьи мы разместили на различных блог-сервисах, часть из которых вышла на первую страницу выдачи в Google. В результате ещё больше текстов от конкурентов «переехали» на вторую страницу с результатами поиска.

А параллельно с этим, чтобы отвлечь внимание пользователей от нашего заказчика, мы применили ещё один «партизанский» приём.

Создание блока знаний

Блок знаний в Google — это окно с информацией о конкретной личности, организации, месте. Он создаётся автоматически на основе сведений из сети знаний Google (Knowledge Graph).

Блок знаний на примере компании «МегаФон»

Почему этот блок так важен для SERM?

  1. Во-первых, он занимает от трети до половины первой страницы поисковой выдачи, а значит определённо привлекает внимание.

  2. Во-вторых, повышает доверие пользователей, ведь подобные блоки чаще всего создаются для авторитетных личностей, знаменитостей и крупных компаний.

Однако мы столкнулись с неоднозначной ситуацией: заказчик не стремился к публичности. Напротив, его желанием было увести, наконец, избыточное внимание от своего имени, а не распространять свежую информацию о себе.

И в этом блок знаний тоже помог! Мы запустили работу над ним по методу собственной разработки, позволяющему создавать блоки знаний для нужных ключевых запросов и выводить в них корректную информацию для формирования согласованного цифрового образа.

Это позволило нам окончательно вытеснить компрометирующие и негативные публикации с первой страницы выдачи.

«После»

В случае негативной PR-кампании от конкурентов безопаснее и эффективнее не вступать с ними в конфликт и не требовать удаления нежелательных публикаций.

Для SERM рассылка пресс-релизов может быть полезна даже в случае, когда у вас мало времени и нет «громкого инфоповода». Просто сместите фокус внимания с крупных СМИ на региональные онлайн-издания и новостные сайты.

Нужны ещё позитивные публикации? Тогда на помощь придёт искусственный интеллект. Да, качество и читаемость текстов порой оставляют желать лучшего. Но ИИ знает секреты алгоритмов поисковиков и его тексты могут ранжироваться выше.

Если заказчик не хочет привлекать внимание к своей личности, а, напротив, будет рад «пропасть» из всемирной паутины, могут помочь специально созданные цепочки блоков знаний.

Улучшение репутации в сети — непростой процесс, каждый раз требующий определённой стратегии и свежего подхода. Но если возникла такая необходимость, лучше не тянуть, а сразу обращаться к специалистам.