Exiterra
25 мая 2013, 11:54
56
0

Киберспорт и равноправие: на что способны женщины

Как рекламный ролик вскрыл гендерную проблему в киберспорте.

Киберспорт и равноправие: на что способны женщины

Этот изначально рекламный проект неожиданно вызвал жаркие споры в геймерском сообществе, собрал полмиллиона просмотров на разных площадках и получил поддержку большого киберспортивного СМИ.

О том, как создавалась эта кампания, рассказал генеральный директор агентства 24ttl Юрий Шишкин.

К нашему агентству обратилась организация She is an expert — онлайн-проект о женщинах, которые являются профессионалами в различных областях и делятся своими знаниями с молодой аудиторией. Куратором проекта выступает известный в России и за рубежом правозащитный фонд.

Перед нами встала задача — разработать к запуску She is an expert рекламную кампанию, которая обратила бы внимание аудитории на проблемы женской профессиональной самореализации. Гендерное неравенство сегодня чувствуется во многих сферах: женщины до сих пор часто получают меньшую зарплату по сравнению с коллегами-мужчинами того же уровня и испытывают больше трудностей при поступлении на работу по ряду специальностей.

Соответственно, суть онлайн-проекта в том, чтобы изменить эту сложившуюся ситуацию в России. При этом нас больше всего интересовала молодая аудитория, которую легче убедить отказаться от застарелых стереотипов в пользу более современных и конструктивных идей.

Как найти тему, которая будет интересна большинству

Мы задумались, какие темы сегодня вызывают серьёзный интерес у российской аудитории. Тема политики нам категорически не подходила, и тогда мы обратили внимание на довольно близкую к ней, но менее спекулятивную тему спорта.

Спорт сегодня стал для россиян чем-то бо́льшим, чем просто захватывающие соревнования. Он напрямую связан с международной политикой, по нему судят о благосостоянии страны, он часто затрагивает национальную гордость. По данным ВЦИОМ, за зимней олимпиадой в Пхёнчхане, где наши спортсмены выступали под нейтральным флагом, следили 69% россиян.

Но для спорта неактуальна проблема гендерного равенства: мужчины и женщины соревнуются отдельно по вполне объективным причинам, и спорить с тем, что мужчины физически сильнее, было бы глупо.

Однако у традиционного спорта есть технологичный аналог, который с каждым годом становится всё популярнее. Это киберспорт.

По некоторым данным, количество поклонников киберспорта в России может составлять от 15 до 17 млн человек. Большинство из них — молодые люди: согласно исследованию Mail.Ru Group, 38% киберспортивной аудитории — ребята младше 18 лет, ещё примерно столько же — люди в возрасте от 18 до 24 лет, и 19% относятся к возрастной группе 25-34 года.

К тому же, успешность в киберспорте не зависит от физической силы — здесь имеет значение реакция и способность к концентрации. Ни у мужчин, ни у женщин нет однозначных физиологических преимуществ по этим показателям — всё решают личные таланты и тренировка.

И всё же мужских команд в профессиональном спорте сегодня намного больше, а разница призовых фондов поражает воображение: если на мужском чемпионате по Counter Strike: Global Offensive призовые составляют 1,5 млн $, то на женском — только 170 000 $.

Изучив вопрос чуть глубже, мы узнали, что вызывает такой сильный гендерный дисбаланс в количестве профессиональных игроков. Становление профессионального геймера начинается ещё в подростковом возрасте. В это время парни собирают свои первые команды, где они совместно развиваются, поддерживают друг друга и получают помощь от более сильных игроков.

Девушек в эти подростковые команды не берут, потому что уже в этом возрасте проявляется стереотип, что «девчонки не умеют стрелять».

В итоге девушки-геймеры развиваются медленнее, вынужденно играя в однополых командах, где конкуренция всё ещё не так велика, как в мужском киберспорте.

Конфликт

В марте этого года российские киберспортсменки из команды Russian Forces стали чемпионками мира по CS:GO. Упомянутая киберспортивная дисциплина входит в мировой топ-3 наиболее популярных направлений вместе с League of Legends и Dota 2.

Это было именно то, что нужно для рекламной кампании: большая молодая аудитория и сильные спортсменки, победившие в мировом первенстве (к слову, в аналогичном мужском чемпионате российские геймеры смогли стать только третьими).

Мы написали одной из чемпионок — Ане Ананиковой, известной под ником Ant1ka, и она согласилась нам помочь. Несмотря на то, что она активно играет всего несколько лет, у неё уже накопился внушительный список побед на международных турнирах.

Стоит упомянуть, что один из источников гендерных стереотипов — высказывания популярных стримеров во время прямых трансляций. Они привлекают огромную аудиторию, и их мнение оказывает значительное влияние на настроения и взгляды формирующих свои взгляды юных подписчиков.

Очередное проявление недооценки девушек-геймеров мы нашли во время просмотра трансляции популярного стримера и бывшего про-геймера Арсения Триноженко. После того как он несколько раз высказал в эфире мнение о том, что девушки — слабые игроки, Ant1ka отправила ему предложение сразиться один на один в CS:GO.

Арсений переадресовал вызов своему другу — действующему профессиональному киберспортсмену Даниилу «Zeus» Тесленко, игроку команды NaVi, а после его согласия сделал анонс предстоящего поединка на своих площадках на Twitch.tv и YouTube c общей аудиторией около 800 тысяч человек.

За два дня, оставшихся до поединка, новость о «Битве полов» быстро разошлась по киберспортивному сообществу. К ней проявили интерес крупные киберспортивные онлайн-издания: Cybersport.ru, Csgo.com, Kanobu, RuHub, Телеканал «Е», Reddit. В геймерских сообществах ВКонтакте появилось множество постов с голосованием об исходе поединка, поклонники CS:GO выкладывали на YouTube видеоответы с мнением о ситуации.

Маленькие поражения и большие победы

Трансляцию дуэли Ant1ka и Zeus на Twitch.tv в онлайн-режиме посмотрело 33 тысяч человек — это примерно 2/3 всех зрителей CS:GO, которые находились в тот момент на сайте.

Даня и Аня сыграли три раунда со счётом 8:6, 8:3, 8:3. Уступив в общем зачёте, Аня неожиданно выиграла в другом — противник признал её мастерство. После игры Даня написал в своём твиттере о достойной игре и высказал мысль о пользе создания турнира со смешанными командами.

Идея не осталась незамеченной: в команде Телеканала «Е» (ex-Game Show) решили, что она может стать отличным продолжением этой истории, вызвавшей столько шума в игровом сообществе. При нашей поддержке телеканал приступил к организации первого в стране турнира со смешанными командами Gender League CS:GO.

Играете в «каэс»? Присоединяйтесь, финал уже в середине этого лета!

Результаты

Поединок между Ant1ka и Zeus собрал в общей сложности порядка 500 000 просмотров, огромное количество связанных с этим пользовательских видео и тысячи комментариев.

Он вызвал без преувеличения бурю эмоций со стороны игрового сообщества и получил поддержку киберспортивных операторов в виде проекта организации киберспортивного турнира.

Заметив, что история неожиданно для всех переросла формат обычного рекламного проекта, мы решили подать эту работу на рекламные фестивали, в том числе на Cannes Lions.

Мы надеемся, что наша небольшая рекламная кампания внесёт свой вклад в поддержку женского киберспорта, а возможно, повлияет и на общий вектор развития всего современного спорта в сторону равенства и справедливости.

Нам остаётся лишь поблагодарить всех, кто работал над этим проектом.

  • Нурию Фатыхову, которая руководит проектом She is an expert.
  • Елену «Meg» Урусову, которая была нашим экспертом-консультантом в тематике киберспорта.
  • Команду Телеканала «Е» — за поддержку нашего проекта и помощь в организации первого турнира смешанных команд Gender League CS:GO.
  • А также участников рабочей группы 24ttl. Над проектом трудились:
    Креативный директор (концепция) — Игорь Попов,
    Креативный директор (реализация) — Петр Фарбей,
    Арт-директор — Серго Коровец,
    Веб-дизайнер — Андрей Болонев,
    Проджект-менеджер — Кирилл Ашмарин,
    Эксперт по киберспорту — Александр Ильин,
    Генеральный директор агентства 24ttl — Юрий Шишкин.

Партнёрская публикация

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Комментарии:

Ответить?

Чем живёт digital.
Главное — в рассылке:




Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Twitter Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Twitter, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой