Спецпроект: Репутационный менеджмент
Получить консультацию по управлению репутацией
Получить консультацию по управлению репутацией
Репутация HR-бренда: привлекайте лучших

Почему стоит мониторить отзывы о компании и обрабатывать их, чтобы не отпугивать потенциальных сотрудников

Работодателю зачастую достаточно непросто найти адекватных, трудолюбивых сотрудников — это затратно и по времени, и по ресурсам. При этом сложность повышается ещё на порядок, когда остро нужны профессионалы, знающие себе цену, которые могут себе позволить выбирать наилучший для них по условиям контракт.

И если мы говорим не про Москву, а про регионы, там выбор потенциальных кандидатов ещё более ограничен.

А между тем без хорошей команды невозможно оказывать качественные услуги, производить достойный продукт и поддерживать высокий уровень сервиса. Известный инвестор Аркадий Морейнис включил проблему «Вы не собрали хорошую команду» в топ-3 причин, по которым разваливаются стартапы и вообще любые компании.

И один из мощнейших факторов, который отпугивает не только ваших потенциальных сотрудников, но и инвесторов, журналистов и любых других людей, которые хотят узнать больше о вас, — это негативные отзывы вашего персонала.

Давайте разберёмся, как находить и правильно работать с такими отзывами, если они есть. Даже если их пока нет — чем больше ваша компания и продукт будут расти и привлекать к себе внимание, тем больше вероятность, что кто-то начнёт вас критиковать, по реальным или выдуманным причинам. Лучше быть к этому готовым.

Чтобы защитить свою репутацию и свой бизнес, работодателю обязательно следует оперативно отслеживать негативные отзывы и разбираться в каждой ситуации.

Площадки и типы отзывов

В первую очередь стоит регулярно мониторить:

  • сайты с отзывами о работодателе — например, pravda-sotrudnikov.ru, orabote.top;
  • социальные сети;
  • поисковую выдачу по вашему бренду («название + отзывы» или «название + деятельность компании» и похожие варианты).

Негативные отзывы можно разделить на конструктивные и неконструктивные.

Первые, как правило, содержат максимум деталей и подробностей. Вторые — голословные, не имеющие обоснований. Чаще всего конструктивный негатив является реальным отзывом, а неконструктивные могут быть следствием чёрного пиара.

Для каждого типа отзывов есть свой алгоритм работы, однако конечная цель одна — вывести общение из публичного поля и разговаривать с автором «в личке». В итоге работодатель должен либо публично решить сформулированную в отзыве проблему, либо добиться удаления текста, если негативный отзыв не имел конструктивного обоснования.

Как отрабатывать отрицательный отзыв, написанный реальным сотрудником?

Обнаружив настоящий негативный отзыв, компания может запросить у администрации сайта-отзовика данные о написавшем его сотруднике. Получив координаты автора отзыва, руководство может связаться с ним, разобраться в ситуации совместно и публично представить результаты.

Если бывший сотрудник не выходит на связь, работодателю также следует публично заявить о своей готовности к диалогу, разобрать ситуацию и разместить свой комментарий на платформе.

Если основанием для отрицательного отзыва послужила ошибка со стороны компании, эту ошибку следует открыто признать и постараться сгладить её последствия.

Что делать с неконструктивным отзывом?

Во-первых, следует разобраться — действительно ли отклик написан человеком, имеющим отношение к компании? Для этого нужно запросить детали и конкретную информацию.

Если необходимая информация предоставлена, можно считать кейс конструктивным и отрабатывать его.

В противном случае, если отзыв направлен исключительно на ухудшение имиджа организации, компания может либо написать, что комментарий не имеет отношения к её деятельности, либо попросить площадку об удалении такого отзыва.

Для подобного обращения есть юридические основания, так как распространение ложной информации, порочащей честь и достоинство, противоречит правовым нормам (статья о клевете 128.1 УК РФ, статья о защите деловой репутации 152 ГК РФ).

Таким образом, если отзыв содержит заведомо ложную информацию, а площадка по какой-то причине не идёт на коммуникацию, работодатель может готовить судебный иск. Правовое поле выступает чаще всего на стороне истца, но процесс занимает более 3-4 месяцев.

Как защитить имидж компании от негатива в будущем?

Если компания пока не столкнулась с негативными отзывами в интернете, руководству стоит позаботиться о своём HR-бренде заранее, чтобы привлекательно выглядеть для будущих соискателей.

Целесообразно не только отрабатывать отрицательные комментарии в адрес бренда, но и поощрять распространение положительных: в рабочем режиме сотрудники, как правило, настроены к своему работодателю лояльно, и компания может мотивировать их оставить отклик на ресурсах.

При этом не нужно требовать нарочито лестных комментариев, скорее стоит обратиться с просьбой рассказать о плюсах, минусах и особенностях работы в компании. Чаще всего в подобных публикациях сотрудники упоминают и негативные аспекты: долгая дорога в офис, негибкий график работы. Однако общая позитивная тональность текста пойдёт на пользу репутации компании.

Необходимо помнить, что вы можете сколько угодно работать над внешним имиджем компании, но если внутренняя обстановка недостаточно позитивна, есть проблемы в процессах, отношениях между сотрудниками, отсутствует корпоративная культура и прочие трудности, то, к сожалению, ваши усилия будут напрасными и не принесут результата.

Ответьте на вопрос: каким работодателем вы хотите быть для окружающих?

Какую идею вы пытаетесь до них донести? А теперь сравните с реальными отзывами сотрудников. Проведите опрос или анкетирование. Вы можете спросить, в чём сильные и слабые стороны компании, что они думают о компании как о работодателе, совпадают ли их ожидания от компании с реальным положением вещей и как, по их мнению, вы выглядите на фоне других работодателей.

Поинтересуйтесь мнением кандидатов, которые только хотят стать частью вашей команды. Как они видят работу здесь, чего ожидают от будущего работодателя.

Различаются ли «внешний» и «внутренний» образ компании? Соответствует ли он вашим ожиданиям?

Если реальность пока далека от вашей цели, проведите работу над ошибками на основе полученных данных. Преобразование имиджа компании стоит начать с налаживания внутренних процессов. Вот несколько советов из практики.

Введите систему премирования за рекомендации

Для репутации компании будет большим плюсом, если кто-то из сотрудников привлечёт к работе знакомых. Поощряйте такие действия.

Грамотно сформируйте корпоративную культуру компании

Если вы этого не сделаете, она сформирует себя сама. Но это может привести к неприятным для компании последствиям. В частности, к отсутствию рабочей дисциплины и проблемам с коммуникацией в коллективе.

Корпоративная культура — это свод ценностей и профессиональных норм компании, принципы, по которым живут все сотрудники.

Приведём пример компании с хорошо выстроенной корпоративной культурой

Организация поддерживает равенство среди персонала: топ-менеджеры не получают привилегий, и высшее руководство всегда готово принять непосредственное участие в работе «низов». Сотрудники, в свою очередь, верны общей идее и разделяют интересы компании. Руководство регулярно проводит мероприятия по укреплению корпоративного духа и улучшению атмосферы внутри коллектива.

Для поддержания корпоративного духа можно использовать некоторые из этих приёмов:

  • создавайте свои традиции;
  • обучайте и развивайте персонал;
  • мотивируйте: наглядный пример успешных людей всегда вдохновляет;
  • организуйте мероприятия по тимбилдингу.

Чтобы быстрее адаптировать сотрудников к новой организационной культуре, чаще обсуждайте на собраниях основные цели компании и её ценности, делайте тематические публикации в социальных сетях.

Не ждите быстрых результатов

Вложения в репутацию обязательно принесут свои плоды, но не сразу — создание надёжного имени требует времени. Не пренебрегайте той частью деловой репутации, которая отвечает за HR-бренд.