То, что следует знать о правовой защите бренда в Интернете и не только. Читайте на Cossa.ru

В этом разделе материалы размещаются пользователями сайта и публикуются после одобрения модератором. Редакция не несет ответственности за орфографические и другие ошибки, хотя и старается исправлять их по мере возможности.
Добавить свою заметку вы можете на этой странице.
24 февраля 2016, 18:17
1

То, что следует знать о правовой защите бренда в Интернете и не только

Управляющий партнер репутационного агентства «GloryStory» - Ксения Науменко рассказывает о правовой защите бренда, особенностях регистрации товарного знака и его отличиях от торговой марки.

То, что следует знать о правовой защите бренда в Интернете

Мы обратились к специалисту в этом вопросе - управляющему партнеру репутационного агентства «GloryStory» - Ксении Науменко. Помимо комплексного управления репутацией,  компетенцией агентства также является правовая защита бренда в сети «Интернет».

Ксения, для начала стоит прояснить, что такое Торговая марка и Товарный знак. В чем смысл обозначений.

Среди рекламистов бренд и торговая марка  сегодня практически приравнены друг к другу.  Но определение «Торговая марка» отсутствует в законодательстве Российской Федерации, и  защита исключительных прав распространяется  только на «Товарный знак» или «Знак обслуживания». Однако существуют способы правовой защиты незарегистрированных брендов (товарных знаков) от недобросовестных действий конкурентов или других представителей рынка, о них мы поговорим далее.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Бренд – торговая марка, воплощение в вербальной, изобразительной, звуковой, смысловой и других формах устойчивого образа предприятия и/ или продукции (услуг).

Если компания выпускает материальную продукцию, то бренд регистрируется как «Товарный знак», если же компания оказывает услуги, то может зарегистрировать бренд как «Знак обслуживания». В Законодательстве РФ (№ 35-ФЗ от 12 марта 2014 года) предусмотрена так же защита исключительных прав на «Фирменное наименование» и «Коммерческое обозначение». Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет".

Главное преимущество зарегистрированного «Товарного Знака», «Знака обслуживания» или «Фирменного наименования» в том, что они охраняются законами Российской Федерации. А это значит, что у компаний есть легальный инструмент защиты бренда от конкуренции или неправомерных действий других участников рынка.

Скажите, Ксения, на чем базируется правовая защита исключительных прав на «Товарный знак», «Знак обслуживания»? Какие документы необходимо знать?

Действующее законодательство в области защиты фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания базируется на следующих документах и законах. В первую очередь это  Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993, а также Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ - Часть 4.

Также охрана некоторых объектов интеллектуальных прав осуществляется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП РФ), Уголовным кодексом РФ,  федеральными законами № 135-ФЗ и № 38-ФЗ «О защите конкуренции»  и «О рекламе».

Кроме этих законов есть еще два -  Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» №149 –ФЗ. И Федеральный закон «О персональных данных»  - № 152-ФЗ. На основании этих нормативно-правовых актов необходимо строить прочную правовую защиту своего бренда или товарной марки, к ним же можно апеллировать в случае возникновения спорных ситуаций. 

Также стоит понимать, что «Товарный Знак», «Знак обслуживания», «Фирменное Наименование» относятся к интеллектуальным правам, и законодательство Российской Федерации исходит, прежде всего, из международных соглашений и конвенций.  Наиболее важные из которых - «Всемирная декларация интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 года»,

«Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891» и «Мадридский протокол 1989 года»,

«Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) от 1994 года», «Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года

«Сингапурский договор о законах по товарным знакам (Ратифицирован Федеральным законом от 23.05.2009 № 98-ФЗ)»

Почему именно интеллектуальные права? Потому что согласно законодательству Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации («Товарный Знак», «Знак обслуживания», «Фирменное Наименование») признается исключительное право собственности. По сути, это имущество  -  его можно продать, подарить или заложить, а также неправомерно использовать -  поэтому у нас и возник разговор о защите.

Каким образом производится защита бренда в международных масштабах?

Правовая защита зарегистрированного товарного знака или знака обслуживания возможна только на территории государства, в котором он был официально зарегистрирован и попадает тем самым под правовую охрану. То есть, если Вы поставляете или реализуете товар, оказываете услуги на территории Европейского союза, СНГ или любой другой стране, то и на ее территории Ваш товарный знак должен пройти процедуру регистрации права. Для этого необходимо прибегнуть к международной регистрации товарного знака.

Это можно сделать  одним из двух способов: первый, когда в каждую из интересующих Вас стран подается своя заявка в Патентное ведомство. Второй  - регистрация товарного знака (знака обслуживания) по Мадридской системе.
В первом случае это дорого и долго, особенно если география деятельности обширна. Заявление на предоставление правовой охраны в интересующей стране можно подать только через уполномоченных патентных поверенных, индивидуальных для каждого государства.  При этом все общение с Патентным ведомством необходимо вести на государственном языке страны, к которой оно относится. Плюс, в каждом случае необходимо оплатить услуги поверенного и пошлину за регистрацию. 

Гораздо быстрее и проще зарегистрировать Ваш бренд (Товарный знак) по Мадридской системе. Мадридское соглашение – международное соглашение, действующее в рамках Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 г. И любое государство (член Парижского союза) может присоединиться к Соглашению.  Административную функцию в этом случае осуществляет бюро «Всемирной организации интеллектуальной собственности» (ВОИС – по-русски, WIPO – по-английски).  Для получения правовой охраны Товарного знака (знака обслуживания) необходимо подать всего лишь одно заявление. Подача заявки возможна на трех языках: английском, французском или испанском. Все документы отправляются в Российское патентное ведомство, у нас это Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). А ведомство само направляет информацию в Международное бюро WIPO.

При заполнении заявления указываются все страны-члены Мадридского союза, в которых должна осуществляться правовая охрана вашего товарного знака.  После получения запроса ВОИС проводит формальную экспертизу заявки на международную регистрацию. При успешном завершении экспертизы заявка фиксируется в Реестре ВОИС, ей присваивается номер и выдается Сертификат. Рассмотрение заявки и проведение экспертизы происходит согласно Законодательству каждой отдельно взятой страны. После чего и принимается положительное или отрицательное решение, о чем национальные патентные бюро уведомляют ВОИС. Международная правовая охрана права и регистрация товарного знака во всех странах действует только в течение 10 лет.  К сожалению, пока у  Мадридской системы есть свои недостатки. Главным из них мне кажется то, что  статус международной регистрации права зависит от статуса в национальном ведомстве (ФИПС).  То есть, если в течение срока правовой охраны товарного знака в странах Мадридской системы придет отказ из национального (Российского) ведомства, правовая охрана знака будет прекращена автоматически во всех странах. За исключением случаев, когда с момента регистрации прошло более 5-ти лет.

Ксения, а можно составить подробную инструкцию или пошаговое руководство для тех, кто планирует регистрацию  бренда.

Конечно! Первое, что необходимо сделать - проверить, есть ли похожие товарные знаки (знаки обслуживания) по реестрам Роспатента и ФИПСа.

Следующий этап,  это выбор классов товаров и услуг,  к которым будет относиться товарный знак или знак обслуживания. Это позволяет отличить подгузники «Солнышко» от велосипеда с таким же наименованием. Классы подбираются по «Международному классификатору товаров и услуг»  (МКТУ).

Уже после того, как Вы определились с классами и предусмотрели все возможные варианты развития событий, приступайте к подготовке документов. На этом этапе необходимо заполнить само заявление,  приложить изображение логотипа в 8-ми экземплярах, его описание и перечень товаров согласно МКТУ, оплатить госпошлины. Вместе с перечисленными документами предоставляются копии Уставных документов фирмы, заверенные руководителем.

Готовый пакет документов подается в Роспатент любым из предусмотренных способов. После того, как весь пакет документов подан, и заявке присвоен номер, Роспатент проводит формальную экспертизу, то есть проверяет правильность составления заявления, наличия всех необходимых бумаг. На этом этапе заявку могут отклонить по формальному признаку. Период формальной экспертизы занимает до двух месяцев, после этого заявка принимается в работу и осуществляется Экспертиза по существу. Это уже более длительный процесс, когда эксперты анализируют товарный знак (знак обслуживания) на схожесть с другими, соответствие указанных классов (МКТУ). Именно на этом этапе отклоняют часть товарных знаков по причине медленного реагирования на запросы заявителем, или неготовности к «отстаиванию» товарного знака и права на его охрану. Если же оснований для отказа нет, патентный орган принимает положительное решение о регистрации товарного знака, о чем сообщает компании заявителю.

Только после получения положительного решения фирма должна оплатить госпошлину за выдачу свидетельства о регистрации. После выдачи сертификата товарный знак вносится в госреестр и публикуется в ежемесячном бюллетене «Товарные знаки».  Важно запомнить, что, как и в случае с международным товарным знаком, Свидетельство о регистрации необходимо продлевать каждые 10 лет.

Товарный знак является интеллектуальной собственностью, и состоит на балансе фирмы как нематериальный актив. Право на товарный знак можно передать или продать, как любой другой товар. По законодательству РФ, предусмотрена даже возможность залога товарного знака.

Вот основные моменты, связанные с защитой и регистрацией товарного знака. Однако при внешней простоте процесса существует много тонкостей и нюансов, учесть которые может только специалист, имеющий опыт, многолетнюю практику в этом вопросе. К тому же обращение к профессионалам сэкономит огромное количество времени, нервов, а, возможно, и денег.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

Просто следует товарный знак регистрировать по всем правилам и тогда его будет проще защитить

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is


Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой