05 февраля, 19:40
18965
3

10 заповедей наемного сотрудника

Какими качествами должен обладать наемный работник, чтобы стать успешным? Эти качества я называю десятью заповедями и открыл их, только когда сам стал руководителем.
10 заповедей наемного сотрудника


Я был наемным сотрудником и не понимал, чего хочет руководство. Время шло, я сам стал предпринимателем и в какой-то момент с удивлением обнаружил, что руковожу тремя в разной степени успешными компаниями.
Только став руководителем, я наконец понял, какие качества нужны наемному специалисту, чтобы построить карьеру. Эти качества я называю десятью заповедями наемного сотрудника — если бы мне рассказали о них раньше, это помогло бы мне в работе. А теперь я хочу поделиться ими с миром.

1. Не срывай дедлайн, данный тебе

Нет ничего важнее дедлайна. Согласованный с руководством срок выполнения работы — это не ориентир, когда пора начинать, а точная дата, когда нужно закончить. Умение выполнять работу в срок ценится руководством. Люди, которые хронически опаздывают, составляют большинство. Чтобы не стать большинством, научись управлять своим временем.
Для крутого тайм-менеджмент достаточно знать один секрет. Если хочешь сдать работу в срок, закладывай на ее выполнение не «оптимальное» и даже не «нормальное» время, а самый экстренный сценарий, который можешь представить.
Потому что в мире ничего не происходит по плану: тебе всегда отключат интернет, на дороге будет пробка, ты попадешь в аварию, жена начнет рожать (собака вместе с ней), град выбьет окна, сосед сверху затопит, тёща пригласит на дачу, у тебя обострится аппендицит. Все это произойдет за одну неделю. Но все это не должно влиять на выполнение работы в срок, потому что ты сразу заложил самый негативный сценарий и начал работать заранее — с учетом непредвиденных обстоятельств. В твоей жизни вообще не должно быть «непредвиденных» обстоятельств, потому что самые непредвиденные вещи уже заложены в план выполнения работы, а значит «предвидены».


Еще одна полезная тактика называется «мысленный дедлайн». Например, нужно выполнить проект за десять дней. Мысленно назначай себе новый дедлайн — скажем, семь дней — и неуклонно следуй ему. Если получится выполнить работу раньше, оставшиеся три дня можно отдыхать (как раз теща звала на дачу). Если же, что вероятнее, ты сорвешь «мысленный дедлайн» — сможешь выполнить хотя бы «реальный дедлайн», ведь начал работу заранее.
Что делает хороший сотрудник, если понимает, что «реальный» дедлайн все же будет сорван? Не оправдывается (это выглядит жалко), не объясняет причины (это никому не интересно), признает ошибку, предупреждает заранее (чем раньше, тем лучше) и назначает новый срок сдачи проекта (его срывать уже нельзя).

2. Не оправдывайся

Никто не любит людей, которые часто оправдываются, потому что они выглядят жалко.
Оправдание — это любая конструкция вида «я сделал все что мог, но работа не выполнена, потому что [независимый фактор А] и [независимый фактор Б]». Независимым фактором может быть технический сбой, плохая погода, дорожное происшествие, ссора в семье или приступ сна.
Неудачи случаются со всеми. Оправдания случаются со слабыми. Если ты совершил ошибку, расскажи руководителю, чему научился и как сможешь избегать ее в будущем, честно признай свою вину — и ни в коем случае не перекладывай ответственность на других людей или внешние факторы. Это лишь покажет, что ты не умеешь брать ответственность, а значит не способен выполнять важные функции.
Личные причины неудачи никого не интересуют. Руководитель — не психотерапевт и не тренер личностного роста. Чтобы стать ценным сотрудником, демонстрируй зрелость, ответственность, умение признавать свои ошибки и сразу учиться на них. И никогда не оправдывайся.

3. Бери ответственность

Умение брать ответственность показывает, насколько высокую позицию может занять человек в компании. Меньше всего бизнесу нужны сотрудники, которые умеют только следовать предписаниям — если это, конечно, не завод по сборке айфонов. Чтобы стать успешным, надо мыслить шире (что вообще нужно бизнесу?), глубже (что я могу сделать лучше?) и брать ответственность (что я должен сделать прямо сейчас?).
Руководитель хочет видеть в вас человека, который не только выполняет одну конкретную функцию, но и принимает участие в жизни компании, генерирует новые идеи и сам воплощает их в рамках своих полномочий. Если можешь улучшить какой-то процесс, улучшай. Если руководитель не принимает частную инициативу, это плохой руководитель.
Приняв ответственное решение и исполнив его, будь готов ответить за свои действия. Если спросят — объясни, почему в данной ситуации ты отошел от регламента, расскажи о пользе компании, которую смог принести, и продемонстрируй свое искреннее желание сделать бизнес дороже. Быстро выполнить работу и уехать домой — это мышление, которое награждается минимальной оплатой труда. Реально вникнуть в проблемы компании и устранить их на своем уровне — это мышление, которое рано или поздно сделает тебя лидером.

4. Делай больше минимума

Любую задачу можно трактовать так, чтобы уменьшить ее объем. Экстремальный пример: задачу «написать отчет» можно формально выполнить, написав слово «отчет». Сокращаешь объем задач? Будь готов к сокращению зарплаты. Трактуешь их дословно? Будь готов к дословной трактовке трудового контракта. Твои отношения с компанией должны быть партнерскими, а не вражескими.
Вместо этого смотри на проект по существу и выполняй полный объем, необходимый для достижения целей бизнеса. Старайся сделать даже больше, чем просили, и даже лучше, чем ожидали — опытный руководитель всегда заметит сотрудников, приносящих добавленную стоимость.
Как только в компании откроется новая позиция, лидер в первую очередь подумает о тех, кто работает много и с самоотдачей, умеет мыслить шире, берет ответственность и думает не только о личной выгоде, но и о пользе для компании.

5. Не создавай видимость работы

Вопрос «зачем я это делаю?» следует задать себе перед выполнением любой задачи. Многие сотрудники пытаются реализовывать третью заповедь («бери ответственность»), но вместо реально полезных задач придумывают искусственные, лишь бы хоть что-то делать. Расставить папки в офисе по сочетаемости цветов — слева синие, посередине желтые, а справа красные — это прикольная идея, большой объем работы, классно выглядит со стороны, но нахрен не нужно бизнесу. Ты создаешь видимость работы, но ничего не делаешь по существу.
Еще один пример: когда готовишь маркетинговый отчет, не нужно оформлять его как докторскую диссертацию. Да, получится эффектно, ты продемонстрируешь навыки форматирования электронного текста и высокое чувство вкуса, но руководитель заметит совсем другое: трату нескольких часов рабочего времени на полную херню. Отчет должен сообщать информацию, и это единственная его функция. Он не должен быть красивым. «Так зачем я это делаю?».
Не делай двойную работу. Не суетись. Лучше медленно, вдумчиво и качественно выполнить одну задачу по существу, чем весь день судорожно перебирать кучу дел, создавая видимость работы.
Опытный руководитель смотрит только на результат.

6. Показывай результат, а не процесс

Многие сотрудники во время презентации своей работы подробно описывают долгий и тернистый процесс, потому что им кажется, что это повышает ценность их работы (особенно этим грешны дизайнеры: «я провел двадцать тысяч замеров и наблюдений в течение недели, чтобы определить, что этот пиксель мы передвигаем вот сюда»). Это ошибка — не повышает. Ценность работы зависит только от результата, а результат говорит сам за себя. Что это значит на практике?
Никогда не рассказывай, сколько ночей не спал и сколько свиданий с девушкой пропустил, работая над проектом. Забудь о силах, нервах и времени, затраченных на задачу. Опытный руководитель знает: чем больше о процессе, тем меньше результата. Не выдавай себя.
Вместо этого переходи к главному — к тому, что ты реально сделал. Расскажи, насколько результат работы соответствует поставленной задаче, о том, как это поможет улучшить бизнес, а также назови несколько аспектов собственной работы, которые можно сделать еще лучше.
Не описывай трудности, с которыми ты столкнулся на пути к скромному результату. Показывай достойный результат, и пусть все думают, что ты достиг его с легкостью.

7. Помни о целях бизнеса

Соотноси свое место в бизнесе с его целями. Вот ключевые вопросы, которые следует время от времени задавать себе: какая глобальная цель у нашей компании? Как сделать ее дороже? Что влияет на продажи? Какое место в системе я занимаю? Как я влияю на продажи? Каким процессом я управляю? Могу ли я сделать этот процесс лучше? Могу ли я работать эффективнее? Эти вопросы могут казаться смешными для наемного сотрудника, но на самом деле на них следует отвечать даже курьеру.
Иногда твоя работа может казаться бессмысленной. Не стоит тупо продолжать ее — ты не робот. В такие моменты не бойся поговорить с руководителем о том, что существующий процесс кажется тебе бесполезным. Объясни, где ты мог бы приносить больше пользы, но при этом находись в мире руководителя — говори о пользе для бизнеса, а не о пользе для себя.

Помни, твой доход — это функция от пользы, которую ты приносишь. Умный лидер всегда отблагодарит сотрудника, который не забывает о целях компании.

8. Выполняй одну из трех ролей

Существует много профессий. Но по-настоящему ценные сотрудники выполняют одну из трех ролей: приносят бизнесу деньги, экономят бизнесу деньги или экономят бизнесу время. Все остальные занимаются ерундой.
Сотрудники, который приносят бизнесу деньги, отвечают за продукт, маркетинг, связи с общественностью, работу с клиентами и продажи. Люди, которые экономят бизнесу деньги, отвечают за экономику, издержки и налоги. Специалисты, которые экономят бизнесу время, занимаются оптимизацией процессов, логистикой, наймом персонала и стратегией. Здесь есть много исключений и дополнений, но идею вы поняли.
Эта заповедь связана с предыдущей о целях бизнеса: только сотрудники, выполняющие святую троицу ролей, конгруэнтны с целями организации. Чем больше из этих ролей ты выполняешь, тем лучше и для компании, и для тебя. Если не выполняешь ни одной — не выдержишь конкуренции.

9. Эффективно общайся с руководством

Твой проект может казаться очень значительным, но он является лишь одной из множества задач, за которые отвечает руководитель. Говори кратко и четко и не отнимай больше времени, чем необходимо.
На практике правило реализуется тремя способами.

Во-первых, не пиши неоправданно длинные сообщения и никогда не записывай голосовые сообщения в мессенджерах. Первое отнимает просто много времени, второе отнимает чудовищно много времени (прочитать всегда быстрее чем прослушать). Аудиосообщения в Телеграме подходят для общения с друзьями. Для работы используй текстовые выжимки с самой важной информацией и вопросами, которые хочешь задать.
Во-вторых, пиши всю мысль целиком и сразу, а не начинай общение со слов «привет» или «можно задать вопрос?» с ожиданием ответа. Поочередный обмен приветствиями и другие брачные игры по переписке подходят для «секстинга», но не работают в бизнесе, потому что отнимают много времени.

В-третьих, всегда указывай контекст своего сообщения или вопроса. Руководитель не может держать твой рабочий процесс в голове круглые сутки — время от времени от переключается на других сотрудников, другие задачи или даже другие компании. Вопрос «какая таблица нужна на четвертой странице?» скорее всего поставит его в тупик, потому что он не представляет, о каком документе идет речь. Напомни ему о проекте, который делаешь, расскажи о проблеме, с которой столкнулся, а затем четко задай свои вопросы. Все это одним сообщением. И без отдельного приветствия, оно нахрен не нужно.
Эффективное общение с руководством экономит бизнесу время, а значит помогает выполнять восьмую заповедь.

10. Делай все, чтобы стать партнером

Если ты работаешь в стартапе или небольшой компании, твоя основная цель — стать партнером, даже если сейчас ты только отвечаешь на емейлы.
Зарплата наемного сотрудника, какой бы высокой она ни была, не имеет такого же потенциала, как доля в проекте. Выгоды партнеров легко масштабируются с ростом бизнеса и практически не имеют финансовой гравитации, которая тянет вниз зарплаты линейных сотрудников.
Как стать партнером? В этом тебе помогут девять заповедей, которые ты уже узнал: никогда не срывай дедлайны, не оправдывайся, бери ответственность, делай больше минимума, не создавай видимость работы, показывай результат, а не процесс, помни о целях бизнеса, выполняй одну из трех ролей, эффективно общайся с руководством — и, конечно, заповедь десятая — всегда стремись стать партнером.

Чем живёт digital.
Главное — в рассылке:




Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Twitter Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Twitter, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой