Суровый индустриальный AR: как его применяют промышленные компании
на главную спецпроекта
Суровый индустриальный AR: как его применяют промышленные компании

Для маркетинга и продаж, удалённой экспертизы и обучения сотрудников.

Дополненная реальность чаще всего воспринимается как удивительная игрушка. Игры с оживающими персонажами, маски в Инстаграме, виртуальная примерка одежды — у большинства из нас именно такой опыт взаимодействия c AR.

Но технология не ограничивается только сферой развлечений и маркетинга. Она пригодится и крупным компаниям из промышленного сектора. Рассказываем, как.

AR в России: как развивается, кто применяет, чем ситуация отличается от мировой

Российский рынок AR/VR растёт. По данным ис­сле­дова­ния Huawei и ТМТ Кон­салтинг, в 2020 году он достиг 1,4 млрд ₽, увеличившись на 16%. При этом AR растёт в четыре раза быстрей VR. Аналитики ожидают, что этот процесс продолжится и в бли­жай­шие пять лет Рос­сия займёт одно из ключевых мест на меж­ду­народ­ной аре­не AR/VR-ре­шений.

Россия VS мир. На глобальном рынке решения с дополненной реальностью чаще всего используются в сегменте B2C. В России же ситуация несколько другая — такие решения больше востребованы в B2B. Этому способствуют два основных фактора:

  • Невысокая техническая грамотность населения, которое пока не понимает и не принимает таких сложных технологий.
  • Большие бюджеты на разработку подобного решения. Инвестировать в AR могут только крупные компании с масштабными бюджетами. Неудивительно, что сегодня более половины российских проектов с AR/VR реализуются в производственных компаниях и компаниях топливно-энергетического комплекса.

Чаще всего AR-технологии применяются в следующих сферах деятельности промышленных предприятий:

  • обучение — причём речь как о soft skills, так и о работе с оборудованием (операторы, ремонтники, пилоты);
  • цифровые инструкции по сборке и наладке оборудования;
  • дистанционная экспертиза;
  • маркетинг.

Ниже мы рассмотрим кейсы в каждой из перечисленных областей.

С точки зрения технической реализации это могут быть как решения с применением специального оборудования — например, AR-очков, — так и мобильные приложения, которые сотрудники могут установить и применять на своём смартфоне.

AR в промышленных компаниях: успешные кейсы

Маркетинг

Кейс 1. Приложение SAP для визуализации строительства нефтеперерабатывающего комплекса — кейс Surf

У SAP есть решения для планирования и контроля строительных операций. Чтобы презентовать их клиентам, SAP использует демостенд. Это экран и интерактивная песочница с кинетическим песком. На экране клиент видит, как планируется и ведётся проект капитального строительства в системе SAP S4/HANA. А в интерактивной песочнице при помощи AR-приложения визуализируется строительство нефтедобывающей скважины.

С помощью такого комплексного подхода компания показывает клиентам весь процесс работы и демонстрирует, что обладает достаточной экспертизой на каждом этапе.

AR-приложение, разработанное Surf, позволяет показать каждый этап строительного процесса.

1. Георазведка.
2. Начальный этап строительства.
3. Прокладка ЛЭП.
4. Появление электричества и завершение стройки.
5. Прокладка нефтепровода.

Клиент может сам выбрать, куда поставить добывающую скважину, где проложить ЛЭП и нефтепровод. Между этапами можно переключаться, например, перейти сразу к прокладке нефтепровода. Благодаря 3D-анимации изображение оживает, виден не просто результат, а каждый из этапов стройки.

Приложение работает на iOS-устройствах с лидаром. Лидар строит сетку, к которой крепятся AR-объекты.

Подробнее об этом кейсе читайте на сайте Surf.

Кейс 2. Приложение «ДеЛаваль» для демонстрации оборудования для молочных ферм

«ДеЛаваль» производит оборудование для оснащения молочных ферм. Мобильное AR-приложение компания использует для демонстрации разработок потенциальным покупателям и инвесторам на встречах и сельскохозяйственных выставках. С помощью камеры мобильного устройства можно посмотреть 3D-модель оборудования и расположить его в реальном окружении.

Кейс 3. Приложение Leybold для демонстрации особенностей вакуумных насосов

Производитель вакуумных насосов Leybold создал AR-приложение для своей линейки насосов TURBOVAC i/ix. С ним клиенты могут рассмотреть все компоненты и особенности насоса на iPad. При помощи «рентгеновского зрения» можно даже рассмотреть насос изнутри и исследовать все его детали.

Вывод

AR помогает продемонстрировать клиентам возможности и особенности технически сложных вещей — оборудования, отдельных технологий. Там, где сложно показать наглядно на слайдах презентации или объяснить в разговоре, на помощь приходят инструменты дополненной реальности.

Удалённая экспертиза

Кейс 1. Сибур использует AR для ремонта оборудования с участием удалённых экспертов

Нефтехимическая корпорация «СИБУР Холдинг» разрабатывает свою AR-платформу. С её помощью компания хочет выстроить удалённое взаимодействие сотрудников технического обслуживания и ремонта и экспертов. Эксперт может проконсультировать ремонтников на любом объекте и подсказать им, что нужно делать. СИБУР считает, что применение AR поможет минимизировать простои оборудования, автоматизировать инспекции и сформировать видеобазу знаний.

Кейс 2. Славнефть-Мегионнефтегаз контролирует оборудование и контрольно-измерительные приборы при помощи AR

«Славнефть-Мегионнефтегаз» применяют умные очки и мобильные планшеты для контроля за состоянием оборудования. Система реализована на платформе «Иксар» (XR) для устройств и технологий дополненной реальности. Применяется для проектирования и визуализации разных операций в реальном времени.

Пока компания использует дополненную реальность для двух задач:

  • контролирует эксплуатацию оборудования;
  • проверяет состояние контрольно-измерительных приборов и автоматики.

Во время работы сотрудник видит на дисплее «умных очков» и планшетов пошаговые инструкции. Он может управлять процессами при помощи голосовых команд, сканировать штрихкоды, чтобы идентифицировать оборудование. А в нужный момент — быстро связаться с профильными отделами. Использование AR помогло повысить качество обслуживания оборудования и уровень производственной безопасности.

Кейс 3. GE Oil & Gas удаленно контролирует протечки трубопроводов

GE Oil & Gas использует AR-приложение для удалённого контроля за трубопроводами. С его помощью компания находит утечки нефти и газа в труднодоступных месторождениях.

Инструкции по сборке и наладке оборудования

Кейс 1. Boeing применяет дополненную реальность для сборки своих самолётов

Например, AR используется при прокладке проводки в Boeing 747–8 Freighter. Для одного самолёта нужно более 209 км электропроводки. При помощи умных очков и платформы Skylight — носимой технологии, которая показывает сотрудникам инструкции прямо в видоискателе, — Boeing ускорил установку электропроводки на 25% и уменьшил число ошибок. Голосовые команды и быстрое считывание штрихкодов деталей экономят время и повышают производительность.

Кейс 2. Lockheed Martin использует AR для подсказок при сборке самолётов

Военно-промышленная компания Lockheed Martin тоже использует дополненную реальность для сборки самолётов F-35. Сотрудники во время сборки видят в очках дополненной реальности подсказки. Это помогает им ускорить производственный процесс на 30%.

Вывод

Технологии дополненной реальности повышают доступность удалённой экспертизы и облегчают доступ к инструкциям. Это очень важно для промышленных предприятий, где рабочие часто не обладают компетенциями эксперта. При помощи приложений дополненной реальности они могут быстро обратиться к любой инструкции или даже выйти на связь с экспертом и получить его консультацию.

Обучение

Крупный производитель сельскохозяйственной техники AGCO применяет AR для доступа к обучающим материалам и инструкциям. С их помощью рабочие проверяют качество изделий, проводят их сборку, готовят краску. Благодаря технологии компания сократила время, которое тратит на обучение новых сотрудников, на 300%, а производство ускорила на 25%.

Вывод

AR отлично подходит для массового обучения распределённых сотрудников. Компании не нужно выдавать им огромные инструкции и опасаться, что они чего-то не поймут. При помощи дополненной реальности можно не только показывать сотрудникам обучающие материалы и инструкции, но и визуализировать применение того или иного кейса.

Зачем AR промышленным предприятиям

Пока AR остаётся недоступным для многих небольших компаний. Но крупные предприятия уже оценили его преимущества и используют для вполне прикладных задач.

  • Дополненная реальность помогает им в продажах, ведь с её помощью можно легко и понятно визуализировать даже самые сложные процессы.
  • AR позволяет экспертам удалённо контролировать состояние оборудования и передавать инструкции сотрудникам, в каком бы труднодоступном месте они ни находились.
  • Дополненная реальность может существенно упростить процесс обучения — все материалы и инструкции собраны в базу, всегда под рукой и что самое важное — снабжены вполне наглядными примерами с применением AR.