Как создать успешное приложение: от идеи до продвижения
на главную спецпроекта
Как создать успешное приложение: от идеи до продвижения

Тимур Хабиров и Серж Алисеенко, cоздатели популярного фото и видеоредактора Prequel с 40 миллионами скачиваний за 2 года рассказывают, как найти свою аудиторию.

Тимур Хабиров и Серж Алисеенко, 2019 год

Что нужно для запуска приложения

Конечно же — опыт и идеи. Если говорить о Prequel, то идея запуска интеллектуального фоторедактора, в основе которого лежат нейронные алгоритмы обработки, пришла к нам спустя два года работы над другим мобильным приложением.

Если помните, в 2016 году многие компании делали ставку на дополненную и виртуальную реальность. Во многом этому поспособствовала компания Google, которая выпустила первые AR-очки ещё в 2014 году. Вот только мейнстримовыми эти технологии так и не стали. Зато мы приобрели интересный опыт, который позволил переключиться на разработку нового мобильного приложения, но на этот раз отвечающего окружающим реалиям.

Изучая тренды, психологию, культуру и стиль жизни американцев (а Prequel запускался именно на американском рынке) мы поняли, что на пике популярности так называемый «инстаблогинг». При этом в 2018 году рынок ещё не был пресыщен приложениями для тотальной кастомизации фотографий и видеороликов, снятых на мобильный телефон.

То, что планировали предложить мы, и вовсе не имело аналогов — обработка изображений в один клик с помощью нейросетей. Кстати, за основу будущего Prequel мы взяли движок от прошлого приложения, так что значительный этап разработки удалось преодолеть уже на самом старте.

Мы видели, что вокруг много творческих людей, чувствующих тренды, лидеров мнений, которые жаждут реализации. Однако никто не спешил удовлетворять их потребности. Мы поняли, что вот эта аудитория молодых, смелых и готовых к самовыражению людей — наш основной драйвер на пути к достижению успеха. Мы могли дать им желаемый продукт, и мы это сделали.

Опять же, не стоит забывать, что до запуска Prequel мы несколько лет набирались опыта и изучали интересы людей. Все эти труды в конечном итоге привели нас к появлению интересной идеи, а затем и её реализации.

Следует помнить, что с одними лишь идеями на рынке мобильных приложений раскрутиться трудно: вам в любом случае нужен стартовый капитал и трудолюбивая команда. Тогда всё получится.

Если говорить о финансовых вложениях, не буду скрывать, что на запуск и раскрутку проекта мы с Сержем потратили около 3 млн $ личных средств. Это немало, но мы понимали, что вложения окупятся. На сегодняшний день ежемесячная выручка составляет около 2 млн $. И это при том, что годовая подписка на Prequel обходится пользователю всего в 34,99 $. Чем больше людей пользуется приложением, тем больше денег мы в итоге получаем, а это существенно облегчает дальнейшую поддержку приложения на должном уровне.

Эффекты нашего приложения Prequel

Поиск преимуществ, анализ конкурентов и выбор аудитории: куда смотреть

Как мы уже говорили, для эффективного продвижения нужно понимать психологию потребителя и культуру отдельных стран, следить за тенденциями и не спешить разбрасываться финансами.

В идеальной бизнес-модели люди должны самостоятельно становиться инфлюенсерами продукта — это лучший показатель востребованности и успеха у аудитории. С Prequel у нас сложилась именно такая история. Безусловно, чтобы добиться популярности, мы занимались раскруткой, работали с ключевыми словами, которые позволяли потенциальной аудитории найти нас через органический поиск в Google.

Но перед этим мы провели серьёзную работу по анализу потенциальных конкурентов, которые предлагали фильтры для улучшения медиаконтента: тот же Instagram, PicsArt с его футажами, Prisma, Vinci, VSCO... Всем им недоставало одного — они не предлагали пользователю электронный разум нейросетей для улучшения изображений и видеороликов. И эта фишка стала нашей особенностью. Современный ритм жизни молодых людей не позволяет тратить больше пяти минут на обработку фотографии. И мы подумали — а почему бы не ускорить этот процесс в буквальном смысле до нажатия одной кнопки? Кроме того, мы сделали ставку на регулярные обновления, чтобы существующие фильтры не начали приедаться, Prequel время от времени предлагает пользователям новые трендовые фишки.

Очевидно, что на старте у нас ещё не было армии фанатов. Поэтому мы старались, чтобы приложение попало в поле зрения охватных инфлюенсеров. Впоследствии среди них оказались Ким Кардашьян, Милли Бобби Браун, сёстры Хадид, Карли Клосс, Ариана Гранде и многие другие лидеры мнений с миллионной аудиторией.

Причём информация о новом приложении передавалась между пользователями по принципу сарафанного радио. Например, Ким о Prequel рассказал её стилист. Затем о нас узнали её сестры и тоже начали использовать наш графический редактор. Люди видели результат, он им нравился, и они хотели повторить опыт трендсеттеров.

Campaign Gucci, effects by Prequel App, и Kim Kardashian, effects by Prequel App

Как выбрать магазин приложений

Для поиска платёжеспособной аудитории логичнее рассматривать App Store (особенно если вы планируете выходить на американский рынок). После уже можно заходить в Google Play и локальные сторы вроде App gallery Huawei. Опять же, не стоит упускать из виду, что монетизация зависит и от аудитории того и иного магазина приложений. В частности, тем же Google Play пользуются обладатели премиальных смартфонов, которые также готовы платить за хороший контент. И количество таких людей в сегменте почитателей Android-аппаратов постоянно растёт.

Если брать американский рынок, то здесь 80% владельцев премиальных смартфонов Apple готовы платить за контент. Именно поэтому в Америке успешен Netflix с системой подписок. В магазине Apple реализация подписки на приложение тоже возможна, что, на наш взгляд, создаёт идеальный баланс между разработчиком и потребителем. Пользователь готов платить за хороший сервис, а разработчик замотивирован удовлетворить желания пользователя.

На момент запуска Prequel аудитория Android-пользователей в меньшей степени была готова платить за контент. Поэтому единственным способом монетизации в магазине Google оставалось внедрение рекламы в продукт. Мы не хотели предлагать пользователям интерфейс с рекламой — у нас её нет даже в ознакомительной версии. К тому же у App Store есть и другие плюсы, которые перевесили незначительные минусы и заставили нас принять решение в пользу «яблочного» сегмента.

В нашем случае пользователи в основном пользуются смартфонами Apple. Будь большинство из них приверженцами телефонов на Android — мы бы смотрели в сторону магазина приложений Google и стартовали бы в нём. Кстати, Prequel уже доступен для Android-пользователей, но основная наша аудитория по-прежнему представлена пользователями iPhone и iPad.

Как работать с привлечением трафика и продвижением в App Store

Выйти на топовые места в App Store сложно. Параллельно нужно заниматься толковым продвижением на разных каналах, чтобы привлекать органический трафик. Сделать это быстро не получится, разве что на скандальных и хайповых историях, но и даже в этой ситуации без грамотного маркетинга и продвижения не обойтись.

Например, мы понимали, что нам нужно не просто привлечь пользователя, но и зацепить его, чтобы он захотел пользоваться приложением. Мы предоставили достаточно обширный набор бесплатных функций для знакомства с Prequel. Если пользователи захотят большего — они просто оформят подписку, чтобы получить ещё больше возможностей. Этот принцип отлично работает не только в штатах, но и во всём мире: хочешь, чтобы люди прониклись твоим продуктом — дай им его попробовать.

В App Store тоже есть инструменты для популяризации приложений. В частности, Apple предлагает разработчикам выгодные рекламные места на страницах стора. А ещё страничка с приложением может попасть в поисковую выдачу, если будет соответствовать целевым запросам пользователей. Поэтому мы разработали грамотный в плане SEO текст-описание, отвечающий ключевым запросам и при этом не выглядящий откровенной подгонкой под поисковый алгоритм.

Неграмотный и нелогичный текст может только оттолкнуть пользователя, так что стоит уделять этому серьёзное внимание. Самый оптимальный вариант для продвижения — если целевой текст появится на странице приложения уже в первый день публикации в сторе. Иначе впоследствии вы будете тратить время на переиндексацию поисковыми роботами (когда обновите информацию и улучшите её).

Если первые шаги сделаны правильно, то рано и поздно вы получите лояльную аудиторию, а вместе с ней начнут расти показатели установок, оценки. В зависимости от того, насколько хорошим будет этот электронный фидбэк, App Store начнёт автоматически продвигать ваш продукт, предлагая его в категориях «похожие приложения», «приложение дня» и так далее. Дальше — больше: например, с ростом количества установок Prequel магазин Apple начал включать наше приложение в тематические подборки и коллекции, которые показывались пользователям по всему миру. А это даёт серьезный прирост заинтересованности и целевого трафика.

Достаточно ли только этого? Нет. Мы понимали, что история в которую мы ввязываемся — это серьёзная работа, которая не позволит просто снимать сливки с успешного приложения. Prequel (как и любое другое приложение) должен оставаться актуальным своему времени и тенденциям, поэтому мы регулярно отслеживаем изменения запросов от пользователей, следим за новыми трендами, добавляем новые возможности и фишки. Таким образом наше комьюнити видит, что мы со своей стороны не забываем их, постоянно предлагая что-то свежее, трендовое и интересное. Без этого драйвера приложение попросту перестало бы развиваться.

Как мы уже отметили выше, старания окупились: Prequel попал в поле зрения топовых блогеров и популяризация получилась совершенно нативной, на уровне рекомендаций от одного пользователя к другому. Ариана Гранде, например, лично поблагодарила нас за столь классное и полезное приложение. Было неожиданно, но в то же время приятно и мотивировало нас становиться ещё лучше. В общей сложности за полтора года (с июня 2019 года) мы получили свыше 46 000 отзывов в одном только AppStore: большинство из них положительные, хотя хейтеров тоже хватает.

Ariana Grande, effects by Prequel App

Как получить эффективную монетизацию через подписку

Вся проделанная работа позволила получить много лояльных людей, которые готовы оплачивать подписку ради реализации своих потребностей. Не в последнюю очередь этому способствовала система платежей, предоставляемая самим App Store.

Во-первых, автоматическая конвертация ценников для соответствующих регионов (то есть, нам не нужно выставлять стоимость подписки отдельно для каждой страны, так как она рассчитывается динамически). Во-вторых, Apple предлагает в целом удобную систему оплаты и работу с возвратами.

В любой системе покупок-возвратов приходится работать с тысячами транзакций. А теперь представьте, что было бы, если бы контроль, обработка и отслеживание возражений и запросов на возврат легли бы на плечи разработчиков? Понадобился бы целый отдел обученных специалистов и, соответственно, дополнительные затраты на него. Однако Apple предлагает автоматизированные инструменты, которые берут эту рутину на себя. К тому же есть удобная система платежей, Apple Pay, что облегчает пользователям оплату подписки. В конечном счёте, все это удобно и нам.

При этом Apple удерживает довольно большую комиссию: 30%, если покупатели пользуются приложением менее года (в нашем случае с 2 млн $ ежемесячной выручки Apple забирает 600 000 $). После года использования комиссия снижается до 15%. Таким образом, бюджет на зарплаты, поддержку продукта и его продвижение, рассчитывается с оставшейся суммы.

Что в итоге? Если вы провели грамотную работу по привлечению пользователей, поработали с популяризацией и в целом грамотно зашли на рынок, со временем подписок на приложение будет становиться больше, монетизация будет расти (правда, и комиссия тоже).

Дальше ваша задача состоит в одном — предлагать пользователям качественное постпродажное обслуживание и своевременные обновления (иначе он потеряет интерес к приложению). Не нужно пытаться продвигать один лишь продукт, нужно продвигать именно сервис. Отчасти и по этой причине в нашем приложении часть функций предлагаются бесплатно.

Источник фото на тизере: Jakob Owens on Unsplash