SMM в общепите. Как создать очередь из клиентов еще до открытия кафе. Читайте на Cossa.ru

17 февраля 2016, 11:55
18

SMM в общепите. Как создать очередь из клиентов еще до открытия кафе

Региональный кейс: если через месяц вам нужно заплатить за аренду помещения, а у вас еще нет денег — поможет паблик «ВКонтакте».

SMM в общепите. Как создать очередь из клиентов еще до открытия кафе

Два года назад я за 40 дней открыла в Казани городское кафе «Свитер». Это был проект-мечта, в котором должно было сойтись все: приятная атмосфера, стильный интерьер, умеренные цены и отличная кухня — первое заведение такого формата в моем городе. За каждым нашим шагом — от выбора помещения до встречи первых гостей — следили читатели паблика «ВКонтакте».

В день открытия «Свитера», менее чем через полтора месяца после запуска паблика, на входе в кафе стояла очередь из желающих узнать — что же мы построили? Первые несколько дней поток клиентов был настолько большим, что мы едва справлялись с загрузкой.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Предыстория

Нормой считается открыть кафе за полгода и еще столько же его раскручивать. Это в порядке вещей, если у вас есть деньги и запас терпения на год. У меня не было ни того, ни другого. И даже опыта в общепите.

Владельцы помещения дали всего 1 месяц арендных каникул, но мы схитрили и под предлогом завоза мебели взяли ключи на 10 дней раньше. Итого у нас было целых 40 дней на ремонт помещения! Ровно через это время, 1 ноября, уже нужно было оплатить аренду, на которую у нас не было свободных средств.

Пришлось поставить себе жесткие рамки и попытаться сгенерировать поток клиентов еще до открытия кафе. Я была как многорукий Шива: закупала мебель, ругалась с подрядчиками, составляла меню, набирала команду и вела паблик. Все одновременно.

Реалити-шоу

20 сентября 2013 года я опубликовала первый пост в паблике, в котором так и написала, что собираюсь открыть кафе. Без опыта. Я никогда не работала ни на кухне, ни официанткой, и понятия не имела о сервировке. У меня был 4-х летний опыт ведения бизнеса — своя фотошкола, но ничего общего с едой, кроме разве что фудфотографии, он не имел.

Оказалось, что отсутствие опыта в ресторанном бизнесе, наивность и даже в чем-то простодушие играют нам на руку. На тот момент мне было 22 года, и вела я себя возмутительно. Буквально с мороза я лезла в нишу, которая считается одной из самых проблемных. Это сразу дало вирусный эффект, репосты и органический рост. (Хотя сейчас, через два с лишним года, уже накопив опыт, я понимаю, что это был «прыжок в воду вниз головой». Бизнес действительно сложный, и из-за некоторых ошибок на старте мы не заработали того, что могли бы — об этом ниже.)

На продвижение своего кафе на старте я потратила лишь несколько тысяч рублей. Основным каналом продвижения стал собственный паблик в «ВКонтакте».

Форматы постов

Я сразу выбрала стратегию полной открытости, со всеми цифрами и показателями:


Ежедневные отчеты. Каждый день я писала о том, что сделано за день, с кем назначены встречи, достигнуты договоренности, как продвигается ремонт.


Бэкстейджи. Я размещала фотографии того, как меняется помещение, варианты столешниц, потенциальных столовых приборов, даже интересовалась у читателей, какие стулья выбрать. Все это давало эффект вовлеченности и подогревало интерес подписчиков.

Члены команды. Постепенно команда набирала мощности, и я знакомила читателей со всеми своими новыми сотрудниками: бренд-шефом, шеф-поваром, кондитером и многими другими.

Вакансии. Сотрудников, разумеется, тоже набирали через паблик.

Показатели. Прозрачность до конца. Я публиковала сметы на оборудование и суммы на другие статьи расходов, в том числе себестоимость блюд и дизайн логотипа. С табличками из экселя, все как полагается.

Фотографии блюд. Этот формат появился уже во второй половине реалити-шоу, после набора основных сотрудников. Я снимала на телефон блюда, которые мы планируем вводить в меню и спрашивала у читателей их мнение. Разумеется, заодно и подогревала интерес.

Лирические отступления. Из-за нехватки времени таких текстов было мало, но без них никуда. Это посты о том, как эволюционировал формат кафе — от идеи до воплощения, как выбирала локацию, где взяла деньги.

Ответы на вопросы читателей.

Ссылки на публикации в СМИ.

Продвижение

Продвижения как такового не было. Крупных пабликов в собственности, с которых можно было бы тянуть трафик, тоже.

Было:

  • Личная страница «ВКонтакте», куда я обычно выкладывала свои фотографии со съемок (в среднем собирала 20–30 лайков за пост).
  • Паблик моей фотошколы в Казани. Здесь, как понимаете, посты делать было можно, но не слишком часто, все-таки это совсем другой бизнес.

В эти паблики я сделала несколько репостов на старте. Также попросила своих друзей подписаться на паблик «Свитера» (тогда еще просто безымянного кафе) и расшарить посты.

Дальше паблик начал расти органически, и очень быстро.

  • 25 сентября (через 5 дней после запуска) у нас было уже 500 подписчиков.
  • 6 октября (чуть больше, чем через 2 недели) — 2000 читателей.

Также местные городские паблики охотно делились нашими постами. Кроме того, было несколько публикаций в СМИ — журналисты выходили на нас самостоятельно.

Результаты

Я ставила цель сделать 2000 подписчиков ко дню открытия кафе. В итоге через 40 дней у нас было уже более 3000 подписчиков, почти каждый из которых (не считая моих друзей из других городов) был горячим потенциальным клиентом кафе.

В день открытия возле стойки заказов стояла очередь. Первые две недели мы каждый день пробивали более 200 чеков и делали весьма хорошие выручки, более 30 000 рублей в сутки.

Хотя могли сделать и гораздо больше: мы допустили ошибку в системе обслуживания — принимали заказы за стойкой, в связи с чем получили очень низкий средний чек. Нас восприняли как кофейню, а не как кафе с гастрономией. Из-за ряда упущений мы не заработали того, что реально могли, зато получили ценные уроки. 

Так что это кейс — про успешный маркетинг, но не об успешных показателях в продажах или успешном построении бизнеса без опыта.

Если вернуться к соцсетям, то бонусом разогнался и профиль «Свитера» в Instagram. Люди приходили к нам из «ВКонтакте», а выкладывали фотографии в Instagram с хештегом #свитер_кафе. В итоге, за две недели мы получили более 900 подписчиков.

Анализ

Ниже причины, которые, по моему мнению, дали нам этот результат.

Реалити-шоу. Все происходило на глазах у подписчиков, все успехи и неудачи — тоже. Была цель, и мы к ней шли, но вот придем ли — не знали даже сами. И это подогревало интерес подписчиков и наш азарт.

Вы можете сказать, что блог предпринимателя в формате реалити-шоу — давно не новость. Сейчас, в 2016-м — да, многие ставят себе цели и на глазах у подписчиков идут к ним. Но вспомним, что моя история произошла 2 года назад, на тот момент одним из самых популярных (а, возможно, и единственным) был блог только Федора Овчинникова, владельца «Додо-пиццы».

Открытость. Мы были и остаемся максимально открытыми, это политика заведения. Не нужно бояться открывать свои цифры и показатели — никто их не украдет и не придет к вам с проверками (если, конечно, вы строите честный бизнес). Рассказывайте о своих маленьких победах, делитесь инсайтами и лайфхаками, читатели это оценят и станут более лояльными.

Региональность. Несмотря на насыщенную культурную жизнь, в Казани, в отличие от Москвы и Петербурга, все-таки нет избытка новостей, и редакторы СМИ и пабликов всегда в поиске хорошего контента. Наша региональная история сыграла нам на руку, как может помочь и вам.

Разнообразие контента. Множество форматов контента не дало пользователям заскучать, паблик был разнообразным. К тому же в нашем случае ключевым был именно бэкстейдж. Формат, который сам по себе эффективен всегда, для нас стал основным.

Сторителлинг. Вы не писатель? Я тоже, но в этом году собираюсь написать книгу. Во время открытия «Свитера» я вообще была фотографом. Главное — эмоции и смыслы, которые вы передаете через текст, а еще вера в то, что вы делаете. Остальное вторично.

Что сейчас

Недавно «Свитер» отметил двухлетие. Он стал именно таким, как и задумывался — городским гастрономическим кафе. Сам паблик долгое время продолжал расти органически, и сейчас в нем более 14 000 подписчиков, что для регионального кафе совсем неплохо.

Интонация в постах по-прежнему дружеская, хотя инсайтов, конечно, уже нет. Публикуются акции, фотографии из Instagram, новинки меню. Все спокойно. Группу ведет управляющая кафе.

А еще мы теперь открыты и в Самаре!

Чтобы прочитать и просмотреть наше реалити-шоу, заходите в паблик и отфильтруйте записи до 31 октября 2013 года.


Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

спасибо за статью! очень интересно и вдхоновляюще! успехов)))
Спасибо большое!
Крутая барышня!
Спасибо!Joke
Когда собственник бизнес сам ведет соц.сети или на 100% вовлечен в процесс ведения - это всегда круто. Опыт Додо отличный пример.
Очень крутой и позитивный опыт!
Спасибо!)
Галия, паблик как то слабо реагирует на посты. По 3-7 лайков В оффлайн ситуация лучше?
Вы упомянули про управляющую компанию, то есть дело передали третьим лицам, Вам самой проект уже не интересен?
Добрый день. Тимур. К сожалению, паблики коммерческих проектов очень редко имеют живую активность людей, комментарии и лайки. В основном туда заходят посмотреть меню, задать конкретный вопрос, найти телефон для бронирования столика.
Сейчас в Свитере самая хорошая ситуация за последние 2 года. Мы закрыли в декабре лучшую выручку вообще за 2 года. Также январь и февраль лучше, чем предыдущие. В сентябре-октябре я уделила внимание Свитеру и мы сделали что-то типо хакатона: Свитер-перезагрузка. О нем я рассказывала в своем блоге: https://vk.com/galiya.berdnikova.
Почему управляющая компания и третьи лица. Нет, в этом бизнесе у меня есть управляющая, которая выросла из моей личной помощницы. Моя задача - стратегическое планирование, маркетинговые идеи и контрль. Операционной работой я не занимаюсь. Проект остается нашим "ребенком", он не может перестать быть интересен.
Вдохновляет
Группа 14,5к - просмотров 500, лайков 3. Серьезно ?

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is


Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой