Дизайнить, кодить и не ныть

16 сентября 2016, 17:55
0

Дизайнить, кодить и не ныть

Ведущие digital-специалисты России и мира делятся своими секретами борьбы с творческим кризисом.
Дизайнить, кодить и не ныть

Творчество — неотъемлемая часть digital. Дизайнеры, копирайтеры, креативщики — все ежедневно создают качественные и полезные продукты. Правда, есть один побочный эффект, который принято называть творческим кризисом. Для кого-то это — естественная часть работы, для кого-то — постоянный поиск нового опыта. Есть ли универсальный подход к решению проблемы генерации и реализации идей? Или для каждого существует уникальный творческий путь?


Саймон Пэйдж

Графический дизайнер

Вот мои уловки по преодолению творческого кризиса: как и большинство людей, я человек привычки, но очень важно время от времени менять вещи местами и делать что-то новое (к примеру дойти до дома другой дорогой или почитать журнал, который вы обычно в руки не берете).

Любой, кто видел мой блог на Flickr, знает, что я бываю на пляже чаще, чем спасатели. Это место, где я чувствую себя наиболее комфортно и могу свободно предаться полету фантазии. Очень важно найти свой пляж — где бы он ни был — и приходить на него так часто, как только возможно.

Всегда берите с собой блокнот, даже если у вас сейчас нет мыслей, которые можно было бы в него записать, — одно его наличие часто обеспечивает приток новых идей. Я редко делаю наброски для проектов, над которыми работаю, но всякий, кто видел мою записную книжку, знает, что в ней полно каракулей, которые становятся бесценными, когда я попадаю в тупик.

Заведите кота. Я потерял счет случаям, когда мой покойный кот Диллон помогал мне преодолеть творческий кризис и расслабиться, как это умеют только коты.


Алексей Бородкин

Директор по продукту Notamedia, глава Гильдии вольных проектировщиков

На мой взгляд, творческий кризислютая неизбежность для любого специалиста, который не просто занимается изо дня в день одной и той же рутиной, но пытается совершенствоваться в своем деле, вести за собой людей, двигать отрасль вперед.

Я сам неоднократно проваливался в творческие кризисы, и они начинались с одной из трех мыслей:

1. «Это никому не нужно».
Такая мысль возникает или тогда, когда ты создал что-то действительно новое, но еще не востребованное коллегами, или когда ты создал действительно что-то никому не нужное.

2. «Это не работает».
Мысль возникает тогда, когда идея дала сбой и ты только что понял, что вся проделанная работа была топтанием на месте. При этом идея может быть вполне работоспособной (просто вы ее слишком хорошо знаетеи понимаете ее ограничения), а может быть и нет.

3. «Я ничего не понимаю».
Такая мысль возникает тогда, когда ты в очередной раз понял, что твоего понимания задачи явно недостаточно, впереди огромная целина непаханой работыи ты не понимаешь, куда двигаться дальше.

Последняя мысль лечится проще всего. Как говорил Джордано Бруно, «Тот вдвойне слеп, кто не видит своей слепоты; в этом и состоит отличие прозорливо-прилежных людей от невежественных ленивцев». Если вы ощущаете мысль №3вы на верном пути, по-настоящему незначащие люди такой мысли испытывать не могут.

Сомнения по первым двум мыслям решаются несколько сложнее. Рецепт такой:

Во-первых, нужно продолжать работать. Опускать руки никогда нельзянадо биться до конца, если речь идет о вашем любимом деле.

Во-вторых, нужно всеми силами стараться получить обратную связь. Ваши сомнения, страхи и неуверенность живут исключительно в вашей голове, и вам надо проверить ваши идеи на реальном деле, тщательно изучить этот опыт, а в идеале привлечь еще умных людей, кому вы доверяете, чтобы они помозговали вместе  вами. Если это никому не нужно или ваша идея действительно не работаетвы должны понять это сами на основе реальных фактов, а не эмоций и всяких «мне кажется».

В-третьих, важно помнить, что живая мысль получает действительно мощный толчок только в кризисыименно они проверяют наши идеи на прочность и заставляют иногда разобрать их до основания, чтобы потом собрать более совершенную их версию. Кризисам надо радоваться — это значит, что вы на правильном пути и все делаете верно; и наоборототсутствие кризисов может быть нехорошим свидетельством застоя мысли.

Я с кризисами сталкиваюсь постоянно. Каждый кризис меня не перестает пугать, но я ему по-своему радуюсьэто значит, что я еще не потерял своей дороги и двигаюсь в верном направлении.


Джи Ли

Креативный директор Facebook

Когда у меня наступает творческий кризис, я делаю следующее:

  • Долго принимаю душ.Почему-то под душем я думаю немного иначе. Вода смывает старые мысли, и я чувствую себя обновленным.

  • Делаю уборку. Я не могу спокойно размышлять, пока вокруг бардак.
  • Если это не работает, я еду на велопрогулку и стараюсь совсем не думать о проекте. К концу поездки все само собой налаживается.


Алексей Ёжиков

консультант по интернет-маркетингу

Творческий кризис — моё второе «я». Я бы сказал, что я вообще из него не выхожу. Это связано со многими причинами: от эффекта Даннинга–Крюгера до природной любви к размышлениям, не связанным с действиями. Слово «прокрастинация» я выучил ещё в детском саду, сразу после слов «компот» и «тихий час».

Методов работы во время творческих кризисов не так много, и все они описаны в литературе. Я использую следующие способы, ранжируя по наличию психических сил на данный момент времени.

1. Визуализация большой цели.

Это помогает оторвать голову от асфальта, выкопаться из-под рутины и двигаться от малого к большому.
«Садись и пиши книгу, чтобы наконец-то обобщить десять лет своего труда и создать новую сеть знакомств.»

2. Новый опыт.

Если большая цель конкретно сейчас не мотивирует, но вообще силы есть, я использую это время для расширения личного опыта — это пригодится в будущем.
«ОК, у меня творческий кризис. Пойду-ка я на курсы каллиграфии.»

3. Низкоэнергетические задач.

Если творческий кризис и нет сил на новый опыт, можно выполнять задачи из отдельно ведомого списка «низкоэнергетических».
«ОК, у меня нет сил сконцентрироваться на новом. Пойду разберу рабочий стол, а потом почищу уведомления в Фейсбуке.»

Марк Джардин

UX/UI проектировщик

Говорят, что разнообразие придает жизни вкус. Расширив круг своих интересов, можно не только преуспеть в дизайне, но и побороть творческие кризисы.

Раньше я занимался почти исключительно веб-дизайном, и мой интерес к работе регулярно «перегорал». Представьте, как бы вы себя чувствовали, если бы каждый день ели одно и то же. Потом я начал работать с интерфейсами программ и дизайном иконок и почувствовал приятное разнообразие — как будто попробовал неизвестный до этого фрукт. Мне очень нравилось применять свои знания и навыки в другой области, а кроме того, эта работа дала мне силы и энергию для того, чтобы вернуться в веб-дизайн. Поработав в разных областях, я существенно вырос как специалист.

Еще один способ преодолеть творческий кризис — это находить для себя задачи в абсолютно разных областях. Например, много лет назад я начал заниматься фотографией, и она стала еще одним средством проявления моей креативности. То же самое касается живописи, музыки, рисунка и тому подобного. Если я добиваюсь успеха

в какой-то другой области, то чувствую себя более уверенно и в работе. Уходит стресс, и я могу делать свое дело более эффективно, а значит, и оплачивать счета становится проще.

В борьбе с творческим кризисом может помочь смена обстановки. Когда я начинаю новый проект, для которого нужно создать свою концепцию и идею, я беру с собой блокнот, ноутбук и наушники и отправляюсь в кафе. Это всегда работает. Наверняка все дело в атмосфере (и неограниченном количестве кофеина).


Вероника Тышко

руководитель OLYMPIA.DIGITAL

Я вообще не верю в существование творческих кризисов в нашем, человеческом понимании. Попробуйте вспомнить — в какие моменты, во время решения каких задач они возникают?

Есть 2 самых распространенных случая возникновения «творческого кризиса»:

  • Вы беретесь за что-то новое, чего вы никогда раньше не делали.
  • Перед вами стоит очень большая и объемная задача.

С физиологической точки зрения наш мозг лентяй — он страшно не любит работать. Ему бы постоянно бродить по уже проторенным дорожкам и не создавать ничего нового — такая уж шутка природы. Поэтому любой «творческий кризис» — это просто отказ нашего мозга расшевелиться и заработать в полную силу.

Однако есть и другая сторона медали — как только мозг понимает, что ему никуда не деться и трудиться придется — он начинает получать настоящее удовольствие от интеллектуальной деятельности. Кстати, именно интеллектуальная деятельность — не отдых — приносит нам в жизни самую большую радость.

Так что рецепт выхода из «творческого кризиса» очень простой – садитесь работать прямо здесь и прямо сейчас.

Один из моих способов для начала работы над решением большой и сложной задачи очень прост. Возьмите большой лист бумаги, обведите внутри круг и оставьте его пустым, а вокруг выпишите все факты, которые вы знаете об этой задаче – важные крупно, менее важные чуть меньше и так далее. И дальше просто комбинируйте фактологию в своей голове, пока не построите для себя план решения задачи. Чем больше мелких шагов будет в плане —  тем проще вам будет приняться за его реализацию.

В общем, дайте своему мозгу понять, что ему никуда не деться от этой задачи, и через какое-то время он смирится, а «творческий кризис» пропадет, будто его и не было.


Редактор: Наталья Тараховская
Источник: Алекс Корнелл, «Опять творческий кризис?», издательство«Манн, Иванов и Фербер»

Ответить?
Введите капчу