Медиатолк: Яндекс «уступил» 1,5 млрд рублей по делу о «Колдунщиках» и купит eLama

31 января 2022, 14:22
0

Медиатолк: Яндекс «уступил» 1,5 млрд рублей по делу о «Колдунщиках» и купит eLama

Рассказываем, чем закончился спор ФАС и крупных онлайн-сервисов с Яндекс и зачем it-гиганту eLama
Медиатолк: Яндекс «уступил» 1,5 млрд рублей по делу о «Колдунщиках» и купит eLama

Команда performance-агентства Tandem Group выбрала ключевые новости медиарынка за январь 2022 года и собрала комментарии экспертов.

Яндекс заплатит 1,5 млрд рублей в рамках мирового соглашения по делу о «Колдунщиках»

2021 год ознаменовался прямой конфронтацией между Яндексом и такими сервисами-гигантами, как Avito, Wildberries, 2GIS, Kassir и другими. Компании пожаловались в ФАС на угнетение собственных позиций в выдаче самим Яндексом и приоретизацией проектов самого поисковика за счет «колдунщиков». В итоге всё закончилось заключением мирового соглашения, в рамках которого Яндекс должен будет выплатить 1,5 млрд рублей в «Российский фонд развития информационных технологий» и 4 года соблюдать партнерское соглашение. Взамен сервисы должны будут соблюсти ряд требований: например, интегрировать Яндекс.Метрику и обеспечить поддержку платежной системы Yandex Pay и авторизации через «Яндекс ID».

Комментирует Андрей Гончаров, руководитель отдела SEO:

В данной новости интересно не то, что правительство решила немного «приструнить» монополию, а то что, следует из открытых источников: что по итогу «Яндекс» теперь обязан предоставлять сведения о корректности работы своего поисковика для мониторинга в ФАС. Также будет проводиться независимый аудит непредвзятости поисковой выдачи. Как и кем будет проводиться аудит и насколько он будет неангажированный, будет интересно понаблюдать и оценить. 

Само же исключение колдунщиков из выдачи, не думаю, что продлится долго. Яндекс в состоянии развивать качественные собственные сервисы, которые и без «подмешивания» выдачи будут постепенно вытеснять независимых конкурентов. Тем более, уже практически все дублирующие сервисы есть, например: Cian — Яндекс.Недвижимость, 2ГИС — Яндекс.Карты, Туту.ру — Яндекс.Путешествия и так далее. Поэтому, на мой взгляд, решение ФАС только немного замедлила монополизацию всей выдачи, но не остановила ее. 

Яндекс купит платформу eLama

Фактически сделка уже согласована и будет закрыта во втором квартале 2022 года, осталось одобрение ФАС. Яндекс получит технологическую часть сервиса и опытную команду, а сам проект останется платформой автоматизации контекстной рекламы в Яндекс.Директе и Google Ads и управления таргетированной рекламой в Facebook, ВКонтакте и myTarget. Ожидается, что такая сделка укрепить позиции Яндекса на рынке малого и среднего бизнеса, а сама платформа усилит свои позиции за счет возможностей it-гиганта. 

Комментирует Илья Капитонов, директор по работе с клиентами:

Покупка eLama — одна из крупнейших M&A сделок с участием Яндекса за последнее время, если посмотреть в разрезе рынка рекламных технологий. По моей оценке, покупка eLama обошлась Яндекс в 3-4 миллиарда рублей. Яндекс получит прямой доступ к 30-35 тысячам активных рекламодателей малого-среднего бизнеса, платформу и команду, которая этих клиентов сопровождает. 

Яндекс верит в малый и средний бизнес в России и готов в него инвестировать. За последний год Яндекс выпустил ряд собственных продуктов, которыми он хотел бы привлечь SMB рекламодателей, при этом Яндекс понимает, что без клиентского сервиса в развитии данного направления не обойтись. Этим и обусловлена сделка по приобретению eLama. 

Хоть eLama и заверяет, что условия для рекламодателей не изменятся, но тут нужно помнить про важную особенность бизнеса eLama — компания была и пока остается точкой входа и предоставляет условия для рекламодателей в таких рекламных системах как Google Ads, Facebook, VK (myTarget), TikTok, это помимо самого Яндекс.Директ, который безусловно имеет большую долю в выручке компании. Все эти рекламные системы являются конкурентами Яндекса на рынке онлайн-рекламы в России. Готовы ли конкуренты Яндекса к тому, чтобы их рекламодатели приходили не через независимого игрока, каким была eLama до сделки, а через их прямого конкурента в лице Яндекса? 

Ответить?
Введите капчу