Дизайн-мышление. Все о тренде

28 августа 2017, 20:39
0

Дизайн-мышление. Все о тренде

Дизайн-мышление — везде на слуху, звучит абстрактно и кажется, что создано только для дизайнеров или других творческих людей.
Дизайн-мышление. Все о тренде

А ведь применить метод может кто угодно в бизнесе или в личной жизни. На этой странице вы сможете за 5 минут разобраться в том, что такоедизайн-мышление, посмотреть кейсы и узнать, что читать по теме.

<strong>Мария Сташенко</strong>, основатель лаборатории Wonderfull
Мария Сташенко, основатель лаборатории Wonderfull
«Дизайн-мышление — это такая точка зрения на мир, позиция, необходимая человеку для того, чтобы преобразовывать и организовывать пространство вокруг себя».
Интервью Марии Сташенко одизайн-мышлении, командной работе и творчестве в медицине.

Дизайн-мышление — это способ решения задач, ориентированных в первую очередь на интересы пользователя. Формула «польза для человека + возможности технологий + учет интересов бизнеса» дает в результате устойчивый продукт.

Евангелисты дизайн-мышления верят, что применять инструменты метода можно для всех сфер без ограничений — для решения задач бизнеса, в образовательных проектах, даже при воспитании детей и планировании поездки в Грецию.

Кому полезно

  • Разработчикам и стартапам.
  • Преподавателям и консультантам.
  • Бизнесменам и работникам сферы услуг.
  • Дизайнерам и всем-всем-всем.

<strong>Марьяна Онысько</strong>, менеджер проектов в МИФе
Марьяна Онысько, менеджер проектов в МИФе
«Мне всегда казалось, что дизайн-мышление — это что-то очень сложное и непонятное. А еще занимает кучу времени. На практике же оказалось, что прототип, например, можно сделать из бумаги, ножниц и клея. А весь процесс дизайн-мышления — это набор понятных последовательных шагов»

Метод дизайн-мышления состоит из шести этапов

Каждый этап относится к дивергентной или конвергентной фазе. Дивергенция — расширить угол зрения, собрать все находки и идеи.

Затем конвергенциясужение фокуса и выбор приоритетной идеи, которую будем проверять и дорабатывать на следующих итерациях.

Процесс дизайн-мышления

Брать и применять:набор практических инструментов для каждого этапа —в методичке от лаборатории Wonderfull.

Этапы дизайн-мышления

Дизайн-мышление — это четко определенный процесс. При этом можно выполнять только часть его цикла, возвращаться к середине или началу при необходимости.


1 ЭТАП
Эмпатия

Способность выслушать, «влезть в ботинки» другого человека и понять его чувства, движения и поступки.

 
2 ЭТАП
Фокусировка

Обрабатываем информацию о жизни людей и выделяем проблему, с которой будем работать. Смысл фокусировки — сформулировать вопрос для решения.

 
3 ЭТАП
Генерация идей

Режим, когда мы придумываем основные идеи. Чтобы этап был успешен, исключаем критику, создаем позитивную атмосферу и  собираем игроков из разных отделов. Все записываем.

 
4 ЭТАП
Выбор идеи

Все идеи крутые, пока не столкнулись с реальным миром. Просеиваем идеи через фильтр, чтобы отобрать жизнеспособные.


5 ЭТАП
Прототипирование

Простой прототип расскажет больше, чем вы могли представить, поможет найти верное решение и не потерять деньги.



6 ЭТАП
Тестирование

Получение обратной связи о прототипах. Показываем пользователю решение и спрашиваем, что не нравится и почему. Разочаровывает, но экономит ресурсы.


Узнать больше об этапах в Гайде по процессу от лаборатории Wonderfull.

История дизайн-мышления

Герберт Саймон озвучил идею дизайн-мышления в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позже этот подход, основанный на наблюдениях, экспериментах и быстрых изменениях, проникает в менеджмент. Уже в 90-х годах Дэвид Келли основывает IDEO. Официальная доктрина компании — дизайн-мышление.

История метода — в презентации лаборатории Wonderfull для EdCrunch 2015.

Из книги Бернарда Роса «Привычка достигать»
«Дизайн-мышление начинается с пользователей и вашей способности создать для них лучшее будущее. Оно не требует сверхъестественных сил, и его абсолютно безопасно пробовать в домашних условиях»

Дизайн-мышление в бизнесе

Приведем несколько примеров проектов, которые нас вдохновили и заставили полюбить дизайн-мышление.

Решение из шариков и веревочек

Корейская компания заправок S-Oil хотела выбиться в лидеры отрасли. У них было мало времени, небольшой бюджет, очень конкурентный рынок и метод дизайн-мышления в арсенале. Сейчас S-Oil Corporation — вторая по  величине нефтегазовая компания Южной Кореи.

Пообщавшись с автомобилистами, сделали открытие — в поисках свободного места на парковке те тратят уйму времени и «накручивают» по асфальту до 15 лишних км в месяц. Это была сильная боль и проблема, не связанная напрямую с продажей бензина. В S-Oil придумали элегантное дешевое решение из желтых шариков-стрелочек, которые показывали, где есть свободное место на парковке. В результате S-Oil: 1) позаботилась о пользователях, 2) повысила продажи, 3) заработала имидж компании, экономящей нефть и неравнодушной к экологии.

Пиратский квест во время МРТ-обследования

В МРТ-сканере все громко и  неожиданно стучит. Замкнутое пространство, да еще и лежать нужно неподвижно, — страшно даже взрослым, не говоря о детях.Исследователи, которые занимались этим проектом,решили проблему геймификацией для детей.

В госпитале Питтсбурга каждый кабинет и МРТ-сканер — это своя история. Путешествие на корабле пиратов, ракете или в подводное царство Русалочки. Обычно сканер выглядит пугающе, но только не здесь. Теперь дети ждут не дождутся процедуры — это же приключение! Никто не боится, многие просятся прийти еще раз. Маленьким пациентам стали давать успокоительное на 19% реже. И все это без переделки дорогостоящего аппарата.

Кейс компании IDEO для GE.

Инструкция «Из коробки» от Samsung

Ребята из Special Projectsпомогли Samsung понять, почему пожилые люди неохотно пользуются смартфонами. Они провели исследование и узнали, что затруднения вызывал не их возраст или недостаток технических навыков, а  неуклюжесть руководств телефона.

Стандартный дизайн инструкций и зашифрованная терминология отпугивали пользователей. Настроить свои мобильные телефоны было сложно. А вот руководство по телефону в виде набора книг позволило пользователям чувствовать себя комфортно и не бояться исследовать свой мобильный телефон.

Переговорка «Рабочее место будущего»

Что было не так с переговоркой? Мало места, у людей затекала шея, потому что приходилось смотреть на флипчарт, который — как оказалось — неудобно висит, некуда положить блокнот, не говоря о ноутбуке. И так много часов подряд.

В компании Wonderfull решили улучшить переговорную, применив дизайн-мышление. Для этого провели исследование: посадили людей в старую переговорную, моделировали разные ситуации и наблюдали за происходящим. Замечали, какие есть проблемы. Сделали прототип из картона, протестировали его — и улучшили. Затем еще раз и еще. Тесты прототипа показали, что такое решение помогло улучшить качество переговоров. Они проходят быстрее, люди меньше устают и чувствуют себя комфортнее.

Дизайн-мышление помогает в решении любых задач

Это может быть создание автомата для кофе, веб-интерфейса или даже планирование отпуска. Не имеет значения сфера деятельности, размер бизнеса или количество людей в команде.

<strong>Жанна Шалимова</strong>, экс-директор по развитию цифрового канала Tele2
Жанна Шалимова, экс-директор по развитию цифрового канала Tele2
«Сначала я относилась довольно скептически ко всем этим стенам со стикерами. Казалось, что из собранного вороха инсайтов и идей невозможно выбрать что-то действительно стоящее. Но оказалось, что, если идти последовательно, провести этапы прототипирования и тестирования, все работает»

Новое цифровое пространство для Tele2

Новое цифровое пространство для Tele2

Когда у российского мобильного оператора Tele2 появилась задача «изменить сайт», с помощью метода дизайн-мышления она трансформировалась в более глобальную — обновить все приложения и веб-версии сайта и создать новое цифровое пространство.

Начали с исследования того, что же хочет абонент, — не задавали вопросы, а наблюдали,как люди совершают покупки в Интернете или регистрируются в других личных кабинетах.

Так же методичноизнутри у представителей бизнеса были собраны все пожелания. После этого «склеили» интересы всех. Так в Tele2 нашли синергию между тем, чего хотел бизнес и чего действительно ждал абонент.

Фото — лаборатория Wonderfull.

Прогуляться и оформить документы

Дизайн-мышлением начало пользоваться даже государство. Во время обычной прогулки по парку москвичи могут совместить приятное с полезным и подать заявление о регистрации брака, узнать о своих штрафах ПДД или о получении загранпаспорта в кабинах.

Благодаря вниманию к запросам пользователей с помощью метода дизайн-мышления появились кабинывиртуального обслуживания «Мои документы» и разрабатывается новое мобильное приложение сайта mos.ru

Умная кофе-станция

Разработчики кофе-станции тоже использовали дизайн-мышление. Они продумали идею и сценарии для 8 типов пользователей.

Умная кофе-станция самообучается и предлагает подходящее человеку сочетание ингредиентов в напитке, разные печеньки и даже персонализированную новостную ленту. Она умеет делать геолокационную привязку к его маршруту. А ещё «помнит» эмоциональный фон на основе данных с прошлого «общения» с кофе-станцией.

«Очеловечивание» машины оставляет приятное впечатление — человек замечает разницу уже во время второго подхода к кофе-станции.

Кейс дизайн-агентства Lumiknows.

Бабушки, родственники и коты — это стейкхолдеры

Дизайн-мышление отлично подходит для планирования отпуска. Берем инструмент «Карта стейкхолдеров» — записываем всех, кто заинтересован в процессе, и описываем, какие у них есть потребности.

Бабушки, родственники и коты — это стейкхолдеры. Как организовать оставшимся дома котам постоянно свежую водичку в миске и достаточное количество корма во время вашего отпуска? Если вы пройдете все этапы процесса дизайн-мышления и учтете интересы всех стейкхолдеров этого непростого семейного процесса — отличный отпуск вам гарантирован.

Из интервью в Бизнес-блоге МИФа

<strong>Екатерина Храмкова</strong>, генеральный директор дизайн-агентства <a href=
Екатерина Храмкова, генеральный директор дизайн-агентства Lumiknows
«Самый тяжкий грех — это «подгонка результата». Потому что дизайн-мышление должно устранять пропасть между искусственно придуманными ментальными конструкциями и повседневной реальностью обычной жизни»
Ответить?
Введите капчу

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is