1 ноября 2016, 10:35
38
0

Данные CRM в суде: клад для юриста, ловушка для работника?

Быть или не быть сделке? Что делать с проектом? Что сказать клиенту? — CRM-система отвечает на многие вопросы бизнеса и бытия. В том числе — и на классический вопрос: «Кто виноват?».
Данные CRM в суде: клад для юриста, ловушка для работника?

Данные из CRM-системы легко перемещаются в юридическую плоскость, если того требует ситуация. Переписка с клиентами и сотрудниками, телефонные звонки, электронные письма — система фиксирует всё. Настоящий кладезь для корпоративных юристов.

Какую роль играет в судебных спорах информация из CRM-системы

Порой — решающую. Как рассказала нам руководитель юридического отдела одной из крупной компании Елена, «суд вполне приемлет распечатки из переписки в мессенджерах и CRM, и они используются в качестве доказательств».

[далее курсивом выделены комментарии юриста]

Например, многие слышали про скандал со старой командой сервиса «КиноПоиск», приобретенного компанией Яндекс. Часть информации, подпадавшей под действие соглашения, обсуждалась в Скайпе. Результат — практически все сотрудники сервиса были уволены за нарушение NDA.

Качество доказательств оценивает судья. Но когда нет большого перечня доказательств с одной и другой стороны, то незначительная переписка, какой-то скриншот, предоставленный одной из сторон, может склонить чашу весов в ее сторону и стать определяющим.

Как правило, при судебных спорах распечатки страниц из информационных ресурсов удостоверяют нотариально, чтобы доказать их подлинность.

Данные из CRM можно использовать не только в суде

Данные из CRM-системы — это просто клад для юриста. Чуть ли не 50 процентов успеха, иногда — основная составляющая победы в судебном споре. Для нас это очень и очень важно, — добавляет Елена.

В большинстве случаев спорные дела решаются еще до судебных разбирательств. И опять же, в качестве веских аргументов и доказательств корпоративные юристы используют информацию из CRM.

Был случай, когда один из сотрудников пытался вытянуть из системы клиентскую базу. Сделать ему этого не удалось. Но попытка была зафиксирована системой. До суда мы не доводили, но с продавцом пришлось расстаться.

Переписка и прочие данные CRM-системы используются юристами и руководителями компаний и для того, чтобы пресекать любые дисциплинарные нарушения.

Простой пример: кто-то из сотрудников не отправляет необходимые документы клиенту своевременно (или вообще не отправляет). Это серьезный проступок, нарушение регламента. Доказать его с помощью данных CRM очень легко. На их основании работнику выносится дисциплинарное взыскание, вплоть до увольнения при повторных нарушениях.

Уловки: как оспаривают данные из CRM

Если спорную ситуацию не удалось разрулить в коллективе, а в суде дело дошло до рассмотрения скриншотов, то, как правило, сотрудники или клиенты пытаются обжаловать предоставленные компанией данные.

Основываясь на собственном опыте участия в таких судебных спорах, наш эксперт называет несколько популярных аргументов, которые выдвигает другая сторона.

  • Страничка (скриншот, распечатка) не подлинная, так как компания (заинтересованное лицо) является владельцем ресурса и в любой момент может внести в нее изменения.
  • Доступ к переписке в CRM получило третье лицо, завладевшее каким-то образом логином и паролем аккаунта: «Я не имею к этому отношения».
  • Оспаривается содержание и смысловая нагрузка сообщений.

Насколько такие уловки могут повлиять на решение суда? По словам Елены, юристы ее компании не проиграли в таких случаях ни одного спора.

Контраргументы: компания не может внести изменения в данные, не зная логина и пароля пользователя. С другой стороны — ответственность за сохранность логина и пароля (в случае доступа третьего лица) все равно лежит на сотруднике (клиенте).

Конечно, многое зависит от степени доверия суда к подобным документам (иногда прибегают к помощи сторонних экспертов), а также — от степени убежденности юристов, которые представляют интересы компании. Но в любом случае, чем больше таких доказательств (переписка, скриншоты) — тем большее значение и вес они имеют в суде.


Корпоративный портал Битрикс24


Совет сотруднику: «Не болтай!»

Универсальное правило и в бизнесе, и в обыденной жизни. В век информационных технологий глупо пенять на то, что история наших поступков и разговоров тут же попадает в чью-то базу данных и сохраняется там надолго. Поэтому золотые правила «не болтай лишнего», «подбирай слова» и «держи язык за зубами» — актуальны как никогда. Особенно — если ты на рабочем месте.

Системы CRM — надсмотрщики над персоналом и внутренняя жандармерия? Это не так. Дело не в том, что кто-то за тобой следит. Так осуществляется контроль качества работы. К тому же все сотрудники прекрасно знают, что вся переписка (и не только она), которая происходит в CRM-системе , сохраняется в базе. И это становится дополнительным стимулом для сотрудника, чтобы оттачивать мастерство и профессионализм и грамотно общаться с клиентами, — говорит юрист.

Чтобы не попадать в неприятные истории, а потом — в суд, следуйте простым советам:

  • Изучите должностные инструкции и выделите ту информацию, которая является для компании ценной (коммерческая тайна). Нужно знать, о чем молчать.
  • Следите за своей речью, за информацией, которую вы передаете. Не болтайте! В том числе — в переписке. Перечитывайте, прежде чем отправить. Думайте, прежде чем сказать.
  • Общайтесь на проекте в рамках тех вопросов, на которые вы имеете право ответить. Если вопрос выходит за границы вашей компетенции — перенаправьте его начальнику. Не стоит делать умозаключений или сообщать клиенту непроверенную информацию.
  • Разделяйте личное и общественное. Не привыкайте общаться на частные темы в корпоративной переписке, делайте это в личной почте или мессенджере.

CRM

И главное: будьте попросту порядочными людьми. Не нарушайте законы, корпоративные правила и следуйте своей совести.

CRM

Комментарии:

Ответить?

Чем живёт digital.
Главное — в рассылке:




Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Twitter Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Twitter, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой