Будущее уже сегодня. Как технологические тренды меняют электронную коммерцию

17 февраля 2020, 16:32
2

Будущее уже сегодня. Как технологические тренды меняют электронную коммерцию

В 1995 году Amazon и eBay с разницей в несколько месяцев продали первые товары - сравните с современной eCommerce, а что дальше?
Будущее уже сегодня. Как технологические тренды меняют электронную коммерцию

В 1995 году Amazon и eBay с разницей в несколько месяцев продали первые товары — научную монографию и нерабочую лазерную указку. Тогда мало кто задумывался о том, что онлайн-шопинг сможет успешно конкурировать с обычной коммерцией и станет одним из главных способов приобретения товаров в мире. Это стало возможным не столько благодаря коммерческому таланту Джеффа Безоса, Пьера Омидьяра или кого-то другого, а за счет развития и внедрения новых технологий.

Веб-разработка и сегодня не стоит на месте. Технологии развиваются с невообразимой скоростью и также быстро внедряются в электронную коммерцию. Оптимизация ассортимента при помощи искусственного интеллекта, умное ценообразование, технологии VR и AR, использование блокчейна для управления цепями поставок, обеспечения безопасности пользовательских данных и платежей, — все это еще несколько лет назад звучало как научная фантастика. Сегодня же, это не просто реальность, а прочный фундамент, на котором строят эффективную электронную коммерцию.

Канадец Марк Фрэйзер и та самая лазерная указка, с которой фактически началась эпоха глобального eCommerce. К слову, первого покупателя на eBay не обвели вокруг пальца — он покупал сломанную указку на детали для своего проекта.

Чат-бот указывает путь. Пользователю и будущему eCommerce

Чат-боты — форма искусственного интеллекта (ИИ), которая используется для выполнения всевозможных задач: от консультаций и решения оперативных вопросов до оптимизации документооборота и проведения собеседований. В 2016/17 годах эта тема была одной из самых обсуждаемых. Со временем хайп стих, и вместо того чтобы дискутировать о состоятельности этой технологии, ее просто начали использовать. Сегодня чат-боты — популярное решение, которое задействуют главным образом для поддержки пользователей.

Самые большие перспективы у этой технологии открываются именно в сфере eCommerce. Чат-боты — отличные помощники для покупателей интернет-магазинов. Бренды используют их, чтобы помогать находить клиентам нужные продукты, анализировать потребительские предпочтения и предлагать интересные альтернативы. Боты улучшают персонализацию покупательского опыта, налаживают эффективное взаимодействие с пользователями и снабжают их только той информацией, которая нужна самим покупателям. Все это стимулирует продажи и доходы в режиме 24/7.

Наиболее показательный пример чат-бота в сфере eCommerce — ибэйевский ShopBot. Проект запустили в 2016 году на платформе мессенджера Facebook. Чат-бот помогает пользователям находить интересующие товары в каталогах eBay. Поиск осуществляется через описание или фотографию, в ответ на них алгоритм выдает необходимые ссылки. Shopbot также может запоминать и анализировать индивидуальные запросы пользователя для формирования персонализированных рекомендаций.

Разработку действительного эффективного чат-бота, который стимулирует продажи, а не раздражает пользователя, сегодня может позволить себе далеко не каждый бренд. Пока технологию внедряют преимущественно крупные игроки рынка электронной коммерции. Но в будущем эта ситуация должна измениться, т.к. один из приоритетных векторов в веб-разработке — это совершенствование коммуникации между людьми и компьютерами. Другими словами, чат-боты станут умнее и дешевле.

Прогнозируют, что к 2025 году ежегодный мировой доход от использования ИИ вырастет до $36,8 млрд. Для сравнения: в 2016 году этот показатель составлял $643,7 млн.1

Умное ценообразование

Важное преимущество для потребителя веб-эпохи — возможность сравнивать. Прежде чем совершить заказ в интернет-магазине, покупатель вооружается информацией, чтобы знать, кто продает конкретный продукт по самой низкой цене. Быть конкурентоспособными и предлагать потребителям наиболее выгодную цену ритейлерам помогает подход динамического ценообразования.

В этой концепции нет ничего нового. Суть динамического ценообразования заключается в том, чтобы устанавливать цены с поправкой на актуальную рыночную ситуацию и действия конкурентов. Такой подход применяли и до эпохи интернет-магазинов. Но если раньше мониторинг и анализ проводили главным образом вручную, то сегодня крупные игроки eCommerce-рынка используют алгоритмы ИИ для анализа и обработки огромных массивов данных.

Вам также может быть интересно:
Как создать интернет-магазин, которому доверяют. Результаты исследования

Технологию умного ценообразования успешно применяет гигант электронной коммерции компания Jet. Алгоритмы ИИ комплексно анализируют рыночную ситуацию: оценивают информацию по спросу, сравнивают цены в других магазинах, учитывают поправки на доставку в каждом конкретном случае. На основе полученных результатов ИИ в режиме реального времени изменяет цены на разные продукты. Таким образом покупатели получают лучшее предложение по каждому товару, благодаря чему ритейлер остается конкурентоспособным в режиме 24/7.

Онлайн-ассортимент формирует искусственный интеллект

Сегодня наиболее успешными игроками eCommerce-рынка являются те, кто инвестирует в инструменты Big data и уже упомянутый ИИ. Такие стратегии позволяют оптимизировать коммерческие процессы, улучшить качество обслуживания и не оказаться погребенными под огромным объемом данных. Пример использования таких технологий в современной электронной коммерции — оптимизация товарных каталогов с помощью ИИ.

Сегодня искусственный интеллект позволяет интернет-магазинам не только устанавливать конкурентоспособные цены на тот или иной товар с учетом множества факторов, но и оптимизировать каталог. Алгоритмы ИИ способны анализировать тренды и выявлять неконкурентоспособные товары. Они могут автоматически ранжировать ассортимент: убирая или перемещая непопулярные позиции на сайте и замещая их на более рентабельные предложения. Правда, пока такие решения — это привилегии крупных игроков рынка, имеющих возможность инвестировать в AI-инструменты.

VR меняет рынок электронной коммерции

Технология виртуальной реальности — это далеко не новое слово в цифровой индустрии. VR уже успел оказать большое влияние на сферу игр и развлечений, и в настоящее время продолжает активно укреплять свои позиции в цифровом мире. Доступность устройств, развитие 3D-сканирования и самой технологии позволили VR расширить область своего применения. Изменив рынок игр и развлечений, виртуальная реальность начала активно проникать в сферу интернет-торговли.

Одним из первых проектов, заявивших о серьезности намерений VR в электронной коммерции, стал стартап Try this. Его основная идея заключалась в том, чтобы упростить процесс выбора одежды, сэкономить время и сделать подбор гардероба максимально эффективным. Вместо походов по магазинам пользователь в специальной комнате с помощью VR-оборудования получил возможность «примерять» на себе одежду из разных коллекций. Оценивать можно было не только сами вещи, но и то, как человек выглядит в них в разных условиях: на работе, в ресторане, спортивном зале и т.д. Понравившийся товар сразу оплачивали или заказывали его доставку.

В 2016 году в одном из сингапурских торговых центров запустили пять таких виртуальных примерочных, интегрировав в них ассортимент из 12 магазинов. За один месяц работы их общий оборот составил $350 тыс. За последующие два месяца посещаемость VR-примерочных возросла с 5 тыс. человек в месяц до 15 тыс. Организаторы изначально рассчитывали на большую заинтересованность мужской аудитории, которая не любит ходить по магазинам и тратить свое время на решение вопросов, связанных с гардеробом. Но стартап пришелся по душе в том числе и женщинам.

Вдохновленная успехом, сейчас команда работает над созданием продукта, который больше ориентирован не на оффлайн, а на электронную торговлю. VR-dressing room — это приложение для смартфонов и планшетов, используемое в комплекте с любой VR-гарнитурой. Основная идея все та же — эмуляция виртуальной примерочной. Чтобы начать выбор одежды, пользователю достаточно сделать несколько селфи, после чего можно приступать к примерке предлагаемых вариантов товаров. Принципиальное отличие от предыдущего стартапа — полная автономность. Для того, чтобы оценить на себе одежду из разных магазинов не нужно никуда ехать — достаточно смартфона и VR-гарнитуры.

Уже в ближайшем будущем такие решения могут в корне изменить привычный формат онлайн-шопинга. А то, что с командой разработчиков VR-dressing room сейчас ведут переговоры такие бренды как Zara, H&M, Bershka — убедительно доказывает то, что крупные игроки рынка планируют делать ставку на VR.

Читайте также:
Почему будущее eCommerce за видеоконтентом? Объясняем фактами и цифрами

Технологии дополненной реальности делают eCommerce интерактивным

Если VR пытается изолировать нас от настоящего мира, то с технологией AR все наоборот. Инструменты дополненной реальности нацелены на то, чтобы сделать мир более захватывающим или, по крайней мере, более функциональным Классический пример использования технологии AR — нашумевшая игра Pokémon Go. После ее фурора в 2016/17 годах стало ясно, что дополненная реальность — это то, чем легко заинтересовать современного человека.

Не остались в стороне от этих тенденций и крупные торговые бренды, начавшие интегрировать AR в свою электронную коммерцию. Хороший пример — приложение IKEA Place, которое позволяет поместить виртуальную мебель из каталога в реальный интерьер. Также оно имеет функцию «визуального поиска»: наведя камеру на любой предмет мебели в доме, устройство распознает его и подсказывает, какой продукт IKEA он больше всего напоминает.

Из всех цифровых ноу-хау использование технологии дополненной реальности является наиболее доступным и распространенным решением, в том числе и у российских брендов. В своей работе мы сталкивались с примерами, когда элементы AR на сайте используют как трюк, который вызывает WOW эффект и ничего больше. Это очень распространенная ошибка. Дополненная реальность должна не просто впечатлять, а быть полезной. Это инструменты, которые призваны помогать потребителю и улучшать его пользовательский опыт. Пример IKEA был приведен неспроста: в нем все эти моменты разложены по полочкам.

- 0 +
Кэти #
18.02.2020 16:53
Да, действительно с усовершенствованием современных технологий человечеству сулит в дальнейшем грандиозные перемены  в лучшую сторону. Это здорово! Жизнь станет захватывающей и менее функциональной
- 0 +
Даша ХХХ #
29.11.2021 21:43
МаркетПлейсы типа Wildberries - самые яркие представители e-commerce. За ними будущее, а их управленцы - передовики в этом направлении. Очень интересное интервью дала Татьяна Бакальчук: https://www.youtube.com/watch?v=a3gB-5FNxGA  из ничего создан гигант! Очень интересная история - посмотрите!
Ответить?
Введите капчу

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is