Креативные индустрии. Как найти место под digital-солнцем. Читайте на Cossa.ru

24 мая 2018, 12:40

Креативные индустрии. Как найти место под digital-солнцем

Надежда Макова, директор Московской школы коммуникаций MACS, о креативной экономике, digital-среде и востребованных кадрах.

Креативные индустрии. Как найти место под digital-солнцем

Термин «креативная экономика» появился в начале 2000-х. Одним из первых его обосновал Джон Хокинс. В книге «Креативная экономика: как превратить идеи в деньги» он отнёс к этому сектору профессии в области рекламы, архитектуры, искусств, ремёсел, дизайна, моды, кино, музыки, радио и телевидения, научных исследований, издательского дела, программного обеспечения, производства игр — одним словом, все сферы, где для создания продукта требуется интеллектуальный труд.

Креативный сектор экономики состоит из творческих индустрий — термин, впервые употреблённый Департаментом культуры, медиа и спорта Великобритании в 1998 году. Хотя мне больше нравится называть креативную отрасль «оранжевой экономикой». Так называет её Фелипе Буйтраго, автор книги о креативных индустриях в Латинской Америке, ссылаясь на цитату Фрэнка Синатры:

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Orange is the happiest color.

На сегодняшний день креативная экономика составляет 3% мирового ВВП. В ней занято 1% экономически активного населения мира. По данным CISAC (International Confederation of Societies of Authors and Composers) и Ernst & Young, это 29,5 млн рабочих мест.


Сегмент Доход в млрд $ Количество рабочих мест

Телевидение 477 3527

Визуальное искусство 391 6732

Газеты и журналы 354 2865

Архитектура 222 1953

Реклама 285 1668

Книги 143 3670

Театрализованные и другие представления 127 3538

Игры 99 604

Кино 77 2484

Музыка 65 3979

Радио 46 502

Digital-трансформации

Цифровое измерение является неотъемлемой составляющей современной жизни и площадкой для обмена опытом между продвинутым креативным сообществом. Сегодня невозможно представить успешного архитектора, который не владеет 3D-визуализацией, или музыканта, который не может записать демо на софте и выложить его на SoundCloud. Редкий фэшн-проект обходится без SMM в Instagram, а стартап — без аккаунта в Facebook.

5 лет назад была тенденция мультиэкранного восприятия мира. По данным маркетингового исследования AdReaction, проведённого агентством Millward Brown в 2014 году в 14 странах, среднестатестический пользователь медиа за 5 часов дневного времени просматривал 7 часов визуального контента. То есть человек одновременно считывал информацию, которую видел по телевизору, на компьютере, на планшете и в смартфоне — при этом совсем не обязательно одну и ту же.

При учёте, что время контакта с конкретным экраном ограничено, у каждого из каналов коммуникации появлялись собственные требования к оформлению контента. Сегодня мы видим, что главным экраном становится смартфон — на него в среднем тратится 2,5 часа дневного времени.

К 2020 году в мире будет 6 миллиардов смарфтонов, и 20% их владельцев будут активно использовать устройства для развлечений.

Диджитализация постепенно захватывает новые сферы: вот и налоги можно платить онлайн, и консультацию врача получить. Основной вектор digital-специалистов — работа с небольшими, но понятными аудиториями.

Агентства уходят в узкую отраслевую специализацию: не образование, а eLearning; не финтех, а инвестирование. Большая роль отводится навыку ретаргетинга, ребрендинга. Подробнее об этих и других трендах отрасли Cossa уже писала в статье «Прогноз развития digital-рынка на 2017 год».

Интернет-каналы остаются основным способом донесения информации до миллениалов.

По оценкам аналитиков, онлайн-видео в 2018 году создаст свыше 80% интернет-трафика.

Квалификация всех нас спасёт

В России остро ощущается нехватка профессиональных специалистов. Не хватает системного подхода в образовании, ориентированного на «быстрые» изменения digital-отрасли. Авторские программы и интенсивные курсы, на которые появился тренд в последние 8 лет, не смогли компенсировать кадровый провал.

Мы провели исследование и получили данные о наиболее востребованных digital-специалистах, ими оказались product-менеджеры, UX/UI-дизайнеры, compliance-менеджеры, бизнес-аналитики. На рынке digital-коммуникаций работодатели активно ищут SEO-менеджеров, аккаунт-менеджеров, SMM-стратегов, продюсеров и аналитиков. Высокий спрос на специалистов по обработке big data, в мире это тренд последних пяти лет.

Для меня как руководителя школы коммуникаций это стало шагом в сторону запуска программ по направлениям digital-трансформации и digital-маркетингу. Выпустить востребованных квалифицированных специалистов — задача любого осознанного и ответственного предпринимателя, который априори занимается низкомаржинальным и социальноориентированным делом.

Повальная диджитализация, VR-технологии, развитие искусственного интеллекта, блокчейн — всё это очевидные тренды развития цифровых индустрий в креативной экономике. Нам остаётся адаптироваться, не несясь за уходящим поездом, а снимая сливки с инноваций. В этом смысле orange economy, действительно, открывает огромное количество возможностей для самореализации и, хочется думать, для счастья.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is