Quora и революция знаний. Читайте на Cossa.ru

04 апреля 2011, 00:00

Quora и революция знаний

Портал вопросов и ответов (Q&A), основанный в 2009 году двумя бывшими сотрудниками Facebook, вызывает все больший интерес. Techcrunch присвоил ему звание главного стартапа года, журналисты пишут статьи, ссылаясь на комментарии в Quora, а люди один за другим признаются, как они тратят рабочее время на сайте и не могут от него оторваться.

Говоря об успехе компании, эксперты, в основном, выделяют три аспекта:

  1. В отличие от других Q&A сервисов (Ask.com, Answers.com, Google Ask и т. д.), Quora социальна. Сеть позволяет отслеживать вопросы и ответы своих друзей из Facebook или Twitter. Пользователи могут подписываться (to follow) на определенные темы или пользователей и читать только то, что им интересно.
  2. Quora позиционирует себя как портал, где можно получить ответ профессионала на любой вопрос. То есть это не Ответы@mail.ru, когда из груды мусора можно найти что-нибудь стоящее, а когда каждый ответ — ценен. Эксперты тратят часы на то, чтобы подготовить ответ и показать его миру. Основная проблема сейчас состоит в том, что все это относится только к темам, связанным с технологиями, других профессионалов на портале очень мало.
  3. Наконец, менеджмент Quora очень озабочен снижением качества вопросов и ответов на сайте, поэтому болезненно реагирует на идиотские сообщения, удаляет их и постоянно думает, как с этим бороться. В июне 2010 года портал стал открытым для всех, но сейчас попасть туда можно, только получив приглашение.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Механика работы

После регистрации Quora предлагает прочитать инструкцию. Дальше можно начать просматривать случайные вопросы, которые отображаются в центре экрана. Наверху большая кнопка поиска. Используя ключевые слова, можно найти вопросы, которые другие уже задавали, выбрать темы или людей, которые вам интересны отслеживать их (to follow). То, что эти люди спрашивают и отвечают, будет отображаться в вашей ленте. Вы можете голосовать за вопросы, которые кажутся вам полезными, и наоборот за те, которые кажутся бесполезными. С помощью кнопки All Changes можно просмотреть последние обновления, оставленные пользователями сервиса.

Quora


Сегодня около 200 тысяч пользователей посещают сайт ежемесячно. Эксперты предполагают, что если коллектив Quora исполнит задуманное — соберет экспертов из разных областей и привлечет их к обсуждению и ответам на вопросы тысяч людей, однажды Quora станет больше Wikipedia.

Сложно вспомнить другой сайт, который когда-либо вызывал такой энтузиазм у предпринимателей и инвесторов в качестве простых пользователей. Эти люди не только заходят на Quora ежедневно, отвечают и задают вопросы- они включаются в активные дискуссии, которые уходят далеко за пределы стандартных тем стартапов и технологий.

Крис МкКой (Chris McCoy), предприниматель из Саннивейл, называет портал микро-университетом,
революцией знаний.

Чтобы совершить эту революцию, сайту надо будет достичь чего-то невозможного. Портал уже доказал, что он может создать внутри себя маленькую биосферу с профессионалами и большими амбициями. Вопрос в том, сможет ли Quora стать глобальным хранилищем знаний?

Предпосылки революции

В 2005 году издание The Onion написали о Google Purge. В статье говорилось, что цель сервиса — удалить из наших мозгов всю информацию, которую Google не может проиндексировать. Что толку в знании отдельного человека, если оно в итоге не может быть доступно другим? Это, конечно, была шутка (Onion — известное развлекательное издание в Америке), но с серьезным подтекстом.

Quora планирует занять место между двумя подходами в подаче информации — объективным (Wikipedia) и субъективным (Facebook, Twitter). Что лучше — Россия или СССР? Когда случится новый финансовый кризис? Будут ли существовать люди в 20004 году? На эти и другие вопросы энциклопедия никогда не даст ответа, но существуют люди, которым он может быть известен или они, как минимум, компетентны и могут поделиться своими мыслями. В какое-то время блоги занимали это место, но форма блога не предполагает удобного поиска конкретных вопросов.

Создавая пространство, где люди смогут задавать и отвечать на вопросы, рейтинговать качество ответов, Quora выстраивает, с одной стороны, хранилище знаний, с другой — собственное сообщество.

«90% информации, которой владеют люди по-прежнему находится в их головах, а не в вебе», — говорит Чарли Чивер, один из основателей Quora. По его словам, цель Quora — собрать так много субъективного знания, как это возможно: «нет ни одного места, где вы можете оставить, все что вы собираете в течение жизни или просто то, что вы знаете». Но кажется очевидным то, что люди должны делиться и перенимать полезный опыт.

Второй основатель Quora, Адам Д’Анжело, называет платформу «экспериментальным знанием». В Wikipedia материал собирался энтузиастами, а Quora надеется привлечь столько пользователей, чтобы их знания представили полную картину мира.

Среди тех, кто отвечают на вопросы — Джонатан Абрамс (Jonathan Abrams), основатель сети Friendster, основатель AOL Стив Кейс (Steve Case), совладелец Nescape Марк Андриссен (Marc Andreessen), Роб Гласер (Rob Glaser) из RealNetworks.

Иногда кажется, что на Quora речь идет
только о технологиях.

Марк Бодник (Marc Bodnick), который работает над продуктовым маркетингом в Quora, настаивает на том, что этот сайт не только для представителей Силиконовой Долине, но, например, и о кино. Вместе с тем, поиск по популярным Голливудским фильмам (On the Waterfront, Wall Street, Raging Bull, Annie Hall) на Quora не находит ничего. Бодник говорит, что раздел Quora о премии Оскар тоже довольно объемный. Но, если выбрать фильм «Боец» (The Fighter), два актера которого взяли награду в феврале, появится только один вопрос («Настоящие ли волосы у Кристиана Бейла?») с одним ответом и, видимо, того, кто не является специалистом, а просто любит фильмы с Бейлом.

Понятно, что порталу нет и двух лет, но пример с кино отражает не просто пробелы в темах на Quora, но и большую проблему, с которой сталкивается менеджмент компании при его наполнении. Посмотрим правде в глаза — фильм, который будет так же интересен, как и новый стартап, вряд ли привлечет Мартина Скорсезе и Натали Портман к частым ответам на сайте. Но для того, чтобы создать базу знаний о кино, такую, как удается сейчас создавать о технологиях, в Quora должны прийти критики, продюсеры, киноведы, актеры и так далее.Такие вопросы можно отнести и к любой другой теме.

Quora стремится не уступать по масштабу Wikipedia, но чтобы это сделать, надо сначала достичь уровня присутствия Facebook. Шансы повторить успех одного из этих проекта не велики, но обоих — практически нереальны.

Как все начиналось

Концепция Quora родилась еще осенью 2008 года, когда Д’анжело уже ушел из Facebook, а Чивер еще продолжал работать. Рядом с офисом они как-то обсуждали то, что называется области поведения в интернете, в котором есть то, что запрашивает потребитель, но нет решения этого вопроса. Они придумали создать сайт, где люди смогут получить ответы на все свои вопросы от профессионалов. Значительная часть запросов в поисковиках формулируется в виде вопросов, Yahoo Answers, созданный в 2005, привлекает более 50 млн пользователей США ежемесячно. Но немногие довольны этим сервисом, где идиотские вопросы уступают только еще более идиотским ответам, которые давали люди без какого-либо знания предмета. Чивер и Д’анжело понимали, что при всем неудобстве использования, Q&A — порталы остаются востребованными.

Они решили, что настал момент для того, чтобы создать сайт, которому откроются новые возможности также, как однажды они открылись для Facebook. Ранний лидер социальных сетей Friendster был технологично не развит. На смену ему пришел MySpace, загруженный рекламой. Оба ресурса оставались популярными до тех пор, пока не появилась Facebook и не показала, как надо делать.

Д’анжело всегда был отличным программистом — в 2001 году он занял восьмое место в ежегодной компьютерной Олимпиаде в США. Когда он был студентом Caltech, семестр он помогал своему другу Марку Цукербергу запускать Facebook, позже Марк создал для него должность технического директора. Чивер, в свою очередь, прославился созданием Facebook Connect и платформы Facebook, которая позволила интегрировать социальную сеть на миллионы других сайтов.

Когда Д’анжело ушел из Facebook летом 2008, он понял, что пришло время создать что-то свое. В начале 2009 года к нему присоединился Чивер, а летом еще двое — Rebekah Cox (главный дизайнер Facebook) и Kevin Der (программист). Осенью команда запустила бета-версию, раздали приглашения своим друзьям. В результате первые пользователи Quora втянулись в стартап и очень скоро сайт стал сообществом людей из Силиконовой Долины.

Некоторые думают, что когда у людей и без того нет свободного времени, они не будут заходить на сайт, но опровержением этому уже послужили многие эксперты, которые постоянно отвечают на вопросы. Марк Бодник (Marc Bodnick) из Elevation Partners за 15 месяцев задал 3500 вопросов и ответил на 1200. В конце января 2010 г. он сообщил, что покидает Elevation Partners для того, чтобы работать в Quora.

В отличие от коротких ответов, которые могут давать люди в разных социальных сетях, формат Quora — тщательные и глубокие ответы. Если на многие сайты люди приходят за развлечением и весельем, здесь ценятся знания и серьезный подход к делу.

В отличие от Facebook, в Quora все может быть исправлено и дополнено, если кто-то посчитает, что может усовершенствовать ответ. Один из пользователей публично забанил себя на сайте и написал, что «эти мелкие бюрократы охраняют сайт в деспотичном режиме и с надменным отношением».

Ложка дегтя

Майкл Вулф был одним из первых в Quora и одним из тех, кого назвали «мелким бюрократом». Он признает, что команда довольно жестко контролирует записи. Постоянные напоминания об уважении сообщества сводят некоторых с ума. Но он также понимает, что если этим не заниматься, «сайт зарастет психами, и намного больше людей отвернутся от него».

Вульф говорит, что никогда не считал себя тем типом людей, который много времени проводит в социальных сетях — в Facebook заходил максимум раз в день. Но с Quora все стало по-другому. Он не может точно объяснить, что его туда тянет, говорит, что хороший ответ может занять больше часа. Вульф предоставил более 500 ответов: «я бы хотел, чтобы на мои вопросы ответили 10 лет назад».

В 2010 году TechCrunch наградили компанию
(Crunchie award) как лучший стартап,
с тех пор о Quora всерьез заговорили.

Большинство критики сводится к тому, что Quora, как Facebook или Twitter стала еще одним популярным местом для продвижения самих себя. Вульф отмечает, что Quora прежде всего создавалась не для того, чтобы искать работу или заработать денег, а для того, чтобы делиться знаниями.

Кит Рабойс (Keith Rabois), который работал в PayPal, LinkedIn, и Slide и сейчас занимается стартапом Square, зарегистрировался в начале января, и подсел. Он видит в сайте «оазис интеллектуальности в мире, где доминируют коммерция и поверхностность». На вечеринке, организованной в честь Quora, Рабойс рассказал, что «50% талантливых людей из Силиконовой долины собрались здесь». За год он инвестировал в два стартапа, которые нашел с помощью Quora и нанял одного человека.

Первые пользователи все больше жалуются на снижение качества ресурса — «так много глупых людей регистрируется», — говорит Итан Ганг (Ethan Gahng),
CEO Lazyfeed.

Оба основателя это осознают, наплыв пользователей случился, когда портал стал общедоступным. Чивер также понимает, что необходимо расширять возможности Quora в разных отраслях знаний и не ограничиваться технологиями. Чивер говорит необходимости, увеличения числа пользователей, но вместе с этим, он и его команда будут активно развивать правила работы в Quora, некий этический кодекс.

На сегодняшний момент можно сказать, что если революция знаний произойдет, то совершаться она будет очень медленно.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is