«Главный вопрос — не задушит ли Сбербанк корпоративную культуру интернет-компании в своих объятиях?». Читайте на Cossa.ru

19 декабря 2012, 20:45
1

«Главный вопрос — не задушит ли Сбербанк корпоративную культуру интернет-компании в своих объятиях?»

Пока журналисты придумывают шуточки вроде «Сегодня появился новый сервис Яндекс.Очередь» и пользователи обсуждают, что в «Яндексе» настало время очередей, Cossa.ru поинтересовалась у экспертов, так ли ужасна покупка «Сбербанком» сервиса «Яндекс.Деньги», и что из этого может получиться.

Данил Гусев, основатель стартапа в сфере финансовых услуг и автор Retail Banking:

Покупка означает активизацию ведущих банковских институтов в борьбе за Интернет пользователя. Рынок, важный как с точки зрения количественных показателей (количество пользователей Рунета в сравнении с другими рынками, ускорение роста интернет-коммерции), так и по качественным характеристикам (Интернет для поиска цен, заказа товаров, упрощения расчетов). Как продолжение конкуренции в области лучших мобильных и интернет-банковских интерфейсов — они являются не более чем каналами, — необходимо иметь и настроенные механизмы совершения платежей. Де-факто такими в России стали электронные кошельки.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Государство постаралось сформировать правила игры (введенный в силу закон о Национальной Платежной Системе, поправки в части выпуска предоплаченных карт и пр.), определив возможности работы с платежами и предложения клиентам легких инструментов расчетов — легализация рынка в итоге подтолкнула интерес финансового сектора к легким платформам расчетов.

Сбербанк некоторыми своими шагами показал интерес к рынку интернет-платежей, как через обновление своих интерфейсов, так и через отключение в начале года QIWI кошелька, российского лидера в области розничных моментальных расчетов, который сегодняшним шагом, на мой взгляд, окончательно закреплен как основной конкурент. Сбербанк обладает сопоставимой с QIWI сетью терминалов в своих отделениях — теперь он получил и удобный интерфейс управления деньгами с широкой базой получателей Интернет-платежей.

Не ждал бы быстрой трансформации и «Яндекс.Денег» по итогам сделки — все-таки простота и независимость от какого-либо банковского бренда делало платформу удобной для свободолюбивых пользователей. Думаю, что ЯД не стал объектом для того, чтобы получить в довесок банковские стандарты дизайна и идентификации — скорее, наоборот, стать частью движения банка в простые законы веба.

Сбербанк обладает гигантской сетью приема наличных (оборот по снятию наличных — несколько трлн рублей). Часть из них затем появляется в интернет-кошельках. Покупка — отчасти попытка компенсировать потерю наличных (экономия на снятии денег может компенсировать инвестиции в  «Яндекс.Деньги»). Отсюда и конкуренция с QIWI (который «пылесосит» наличные, которые по «закону распределения» достаются, по большей части, от Сбербанка).

Владислав Солодкий, руководитель венчурного фонда Лайф Среда:

Существуют сделки ради роста, а есть сделки вынужденные. Покупка «Яндекс.Денег» «Сбербанком» относится ко вторым. Это как если бы двум королевским семьям из двух стран нужно было женить своих детей. В нашем случае «Сбербанк» продает идею оправдания своим инвесторам, когда пытается быть все время инновационным, но вроде как не совсем получается, все кадры лучшие на рынке скупил, остается попробовать другой путь — купить хороший сервис.

C другой стороны, для «Яндекса» «Деньги» — не совсем профильный актив. Если посмотреть на денежные потоки и прибыль, которую они генерируют, можно заметить, что рост базы «Яндекса» замедлился. Транзакционный бизнес, которым живут «Яндекс.Деньги» — низкомаржинальный, во всем мире такие проекты отмирают или превращаются во что-то другое. У проекта есть огромная преимущество в виде большой клиентской базе. Ее можно начать кредитовать, но «Яндекс» не может этим заниматься по понятным причинам — этого просто невозможно представить, хотя бы понимая репутационные риски.

В какой-то момент «Яндекс» пытался делать кобрендинг с банками, но, видимо, такие идеи не могли масштабироваться на всю базу, и в итоге продвинуться куда-то дальше не удавалось. Теперь произошла сделка, которая, с одной стороны, выгодна обеим сторонам, с другой стороны, несет за собой некоторые риски.

Плюсы

У «Сбербанка» появляется новая целевая аудитория с собственными продуктами. Синергия может быть колоссальная. Все клиенты «Яндекса» будут для него новыми.

Минусы

Яндекс — компания с уникальной корпоративной культурой. Если посмотреть на крупные технологические компании, мы увидим, что эта культура — вообще неотъемлемая часть индустрии. Противоположное отношение у пользователей к «Сбербанку». Работая в этой среде, я знаю, что есть проекты, которые хотели заключить сделки со «Сбербанком», но не делали этого, боясь такого давления и имиджевых рисков. Поэтому основной вопрос — не удушит ли в своих корпоративных объятиях «Сбербанк» этот проект.

Для «Яндекс.Денег» рисковым может стать восприятие клиентами. То, сколько шуток сегодня появились в интернете, можно сравнить только с тем, что было, когда продавался Skype, или вечными остротами на общественно-политические темы.

Здесь, кроме денег и желания сделать все хорошо, должны произойти еще некоторые ментальные изменения. Причем не только на уровне Грефа, который, безусловно, визионер, но и команды в целом.

От того, что «Сколково» привозит западных профессоров, изменения особо не появляются. То же самое и здесь — то, что Сбербанк купил сервис еще ни о чем нам не говорит. Вот если бы Тиньков, например, купил «Яндекс.Деньги» — человек, который уже доказал своим опытом, что умеет работать с подобными активами, — все бы отнеслись к сделке по-другому и обсуждали интеграцию нового сервиса.

Кстати, Тиньков тоже не остался в стороне и поделился мнением в своем Facebook:

Покупка Сбербанком Yandex. Деньги — правильный ход Грефа/Бугрова. Если бы у Тинькофф Кредитные Системы были такие деньги, мы бы поступили также. Поздравляю! Хотя считаю, что Аркадий, сотрудничая с нами, имел бы более элегантное продолжение своего платежного проекта. Хотя 50 млн карт это не 3, конечно, — Big data.

Алгирдас Шакманас, директор розничного интернет-банкинга Промсвязьбанка:

Если Сбербанк вольет в «Яндекс.Деньги» большие инвестиции и не будет вмешиваться в работу компании — банковский рынок приобретет серьезнейшего конкурента. Это будет угроза не только для электронных кошельков, но и для классических банков. Если же Сбербанк попытается вмешаться в работу «Яндекс.Денег» с целью интеграции компании в банковскую структуру — рынку не стоит опасаться. Из этой затеи вряд ли получится что-то работоспособное. С другой стороны, большие инвестиции в такую инновационную компанию как «Яндекс.Деньги» станут драйвером для появления новых сервисов, в том числе мобильных. Но недостаточно просто сделать инновационные сервисы — надо еще и научить клиентов ими пользоваться. Здесь Сбербанк может значительно вложиться в повышение финансовой грамотности населения. А это, в свою очередь, позитивно скажется на всем банковском рынке.

Для того чтобы узнать, что думают сами пользователи, и кого этот вопрос еще волнует, кроме интернет-журналистов и лиц индустрии, мы составили опрос ВКонтакте:

Как видим, мнения самые разные, но большинство пользователей волнует судьба «Яндекс.Денег». Значит, будем следить за развитием событий.


Автор: Настя Черникова

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

Спасибо за интересные мнения. Не соглашусь, что все клиенты Яндекса станут для Сбера новыми.

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is


Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой