Кризис только в головах: как B2B-фирмы упускают клиентов. Читайте на Cossa.ru

06 мая 2016, 13:30
23

Кризис только в головах: как B2B-фирмы упускают клиентов

На Западе продавец объясняет преимущества своего товара или услуги, а в России вам просто сбрасывают счёт на оплату без каких-либо объяснений.

Кризис только в головах: как B2B-фирмы упускают клиентов

Я проработал 3 года на судостроительном заводе инженером и получил десятки безликих счетов вместо осмысленных коммерческих предложений.

В 70% случаев вы получаете вот такой документ. Заменить название фирмы на другое — и никакого отличия, кроме цены, никаких конкурентных преимуществ

Если вы когда-нибудь выбирали поставщиков, моя история гарантированно вызовет дежавю.

Всё начинается, например, с задачи на очередной утренней «летучке». Руководство говорит:«Надо найти оборудование для подачи GSM-сигнала в трюм „Богатыря“ (это плавучий кран)».

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Я говорю «Ок!», надеваю каску, иду на объект. Окидываю взглядом фронт работ и отправляюсь рыть интернет в поисках оборудования и поставщика. Нужно купить внешнюю антенну, защищённый кабель, усилитель сигнала и внутреннюю антенну под палубу.

И оказывается, что это не так просто сделать.

Не из чего выбирать

Через час я нахожу несколько компаний и кучу интернет-магазинов.

Начинаю звонить, менеджеры переводят меня на технических специалистов или руководителей отделов. Я обрисовываю задачу и прошу, чтобы мне выслали коммерческое предложение на электронную почту.

На что я надеюсь?

На несколько разных ценовых вариантов решения моей задачи от каждой компании и на получение преимуществ: гарантий, сроков и так далее.

А что я получаю?

Счета на оплату. По каким критериям мне выбирать? Только по цене. Печально.

Почему я должен купить у вас?

Найдите 10 компаний, позвоните туда и спросите: «Почему я должен купить у вас?». Начнётся веселье: у нас лучшие цены, мы официальные поставщики, для нас главное клиент...

Как можно открыть бизнес и не привнести ничего нового?

Аргумент «У нас низкая цена!» — полная чушь. Если компания работает по заниженной цене, значит, на чём-то экономит. Обычно экономит на качестве своих услуг — то есть на клиенте.

Аргумент «Мы официальные поставщики» — тоже чушь. Ваши конкуренты ведь не контрабандой торгуют.

У многих компаний нет работающих коммерческих предложений и баз клиентов, потому что им просто нечего предложить. Они не знают, как работать с маркетингом и не готовы подписаться под своими гарантиями.

Мысли человека, принимающего решения

И вот я сижу, выбираю из одинаковых счетов на оплату. В голове вертится одна и та же мысль:

Что выбрать? Разве я просил счёт?

Для таких ситуаций и нужно показывать в коммерческом предложении, чем ваша компания поможет клиенту.

Иначе покупатели выбирают по цене, потому что у конкурентов дешевле на 100 рублей. Зачем покупать дороже, если нет обоснования цены?

Как может выглядеть адекватное коммерческое предложение-счёт

Коммерческие предложения, составляемые для продаж в B2B-сегменте, я пока трогать не буду. Посмотрим, как можно видоизменить хотя бы тот самый пресловутый «счёт», который отправляют заинтересованному клиенту, пришедшему со своей проблемой.

Вот это уже более интересный вариант счета, по моему скромному мнению. Тут есть ответы на ещё не заданные мной, но важные для меня вопросы: про доставку, гарантии. И, что самое важное, есть информация об использовании этого оборудования конкретно для моих задач. Еще графику получше сделать и можно отправлять.

Чем в итоге завершились мои поиски оборудования для «Богатыря»

Из 6 полученных предложений мы выбрали то, в котором продавцы показали, что услышали нашу задачу и вставили дополнительную строчку «доставим оборудование в течение 5 дней или вернём 10% стоимости».

Установка прошла успешно.

Хорошее коммерческое предложение под конкретную ситуацию — это трудный путь, но он себя полностью окупает.


Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

А разве не проще проконсультироваться по телефону с менеджером и задать ряд интересующих вопросов?
Проще, но у инженера есть своё начальство, которому нужно предоставить 3-4 варианта на выбор. Созваниваться со всеми? Легче затребовать КП. Проблема в том, что пришлют счёт. Счета уже считают за коммерческие предложения. Коммерческое предложение должно показывать выгоды, делать предложение, а не сообщать сумму. Потенциального клиента нужно дожимать или это сделают другие.  
Все равно не вижу проблемы... Звонишь в несколько компаний и выясняешь всю интересующую тебя информацию записывая все на листочке (цена, качество, гарантия, сроки поставки и.т.д.) потом предоставляешь всю информацию руководству по своим записям... Это даже удобнее, можно сразу задавать вопросы в процессе диалога и получать на них моментальные ответы... При этом получить больше информации чем может оказаться в коммерческом предложении, быть более подготовленным к обсуждению данного вопроса с руководство и заикнуться про возможные скидки.... Разве я не прав?
Если Ваша работа закупки, то правы - можно трясти менеджеров, которые в 90% случаев не могут выдавить из себя преимуществ своей компании. Если на Вы инженер и на разговоры нет времени, то легче написать запрос и отправить его на почту.
Даже закупкам зачастую нет смысла и времени это делать: например, в промышленных компаниях сотрудники раскидывают запросы десяткам заводов. В сфере разработки сайтов, кстати, тоже: для мини-тендера собирают несколько КП в бумажном виде. Так что полностью с вами соглашусь. Одно дело, если я уже выбрала пару поставщиков по их сайтам и прошу смету на конкретный заказ, и совсем другое - выбор поставщика.
Статья хорошая, но, в данном конкретном примере вы пишете про покупку штучного товара, который не уникален и достаточно распространен на рынке, а значит основным преимуществом является цена. Возможно, (хотя бы условное) персонализированное коммерческое предложение будет приятнее изучать и принимать решение о покупке, но по-факту, в рознице этого просто не требуется.
Максим, компании в b2b сегменте насмерть бьются за поисковую выдачу, вкладываются в рекламу, развитие сайта и т. д., чтобы получить потенциального клиента и возможность продать свои услуги. Если можно увеличить продажи на 0.1% (по факту больше), то почему бы не использовать простые и рабочие приёмы. Они увеличат продажи? Да. Окупятся? Естественно.
Я не спорю, что данный подход сможет увеличить продажи Smile Однако, в вашем примере с телекоммуникационным оборудованием (штучным) - это похоже на обычную розницу. А розница, только-только начинает исследовать персонализированные продажи. При этом, действительно, эти "персонализированные эксперименты" делают серьезные игроки с бюджетами на сео, контекст и т.п.

Компании в b2b сегменте, действительно борются за трафик в интернете, но проблема может быть в другом: банальное стремление быть на первом месте в выдаче, как сама цель, "потому что больше звонков будет", например. Их это устраивает. И по факту звонок был совершен, лид появился. Все. А если у них один человек который готовит подобные "спецификации/кп" и работает с входящим потоком, при этом входящий поток идет и идет? Боюсь, не каждое руководство видит смысл в "трате времени на дополнительные бумажки".

При b2b закупках, в том числе на мизерные суммы (как в данном примере), клиент так же может влиять на формирование "интересного" коммерческого предложения. К примеру, можно как-минимум намекнуть на то, что возможны не разовые закупки оборудования у компании-продавца.
Жаль, что у меня нет информации, сколько таких "штучных" заказов поступает в месяц. 30000 р. - это мало, но если потерять 10 клиентов на 30 к., а 50? Коммерческие предложения, рассылаемые для поиска клиентов, тоже вызывают улыбку. Дополнительные бумажки приносят деньги. Сколько в России компаний без маркетинг-кита или банального продающего КП? О том и речь. "КП-счёт" - это малая часть айсберга.
Согласен с Максимом! Помимо того прежде чем отправить запрос на КП, Вы изучаете сайт что и является информативным ресурсом (КП).
на 90% сайтов компании тоже экономят и там такая галиматья порой написана.
Потому что в России сформировалась "конкуренция по цене", а не по качеству обслуживания. За адекватный контент нужно платить.
Картина реальная. Еще хуже дело, если агентство играет в перфоманс-маркетинг и работает за процент от заказов, даже не за лиды. И вот такие компреды клиентов не добавляют.
Главный вопрос в любом начинании "Зачем?". Если ребятам и так неплохо живется, они еще кому-то что-то продают и получают прибыль, то у них нет стимула к изменениям. Вот зачем что-то менять, если и так работает? Когда нет конкуренции, а ее нет (иначе демпинг бы уже не работал), нет и нормального сервиса, КП, ... и всего остального.
Александр, Вы подняли очень широкую тему. Стимул к изменениям отсутствует даже у крупных компаний. "АвтоВаз" - даёшь гос. дотации!? Дали, скопировали "Дастер", но плохо. Гордимся. В России нет стимула к изменениям. "Качаем" - продаём. Покупаем - продаём. Заводы, своё производство - что это?
Отличная статья! Спасибо!
- 0 +
"Я позвонил на кирпичный завод, чтобы купить кирпичей на 25 т.р. а они прислали только цену на кирпичи, ни тебе проекта дома, ни других вариантов из клееного бруса или газобетона, который они не продают, но вдруг это выгодно" Вот примерно так это всё и выглядит.
Спасибо, статья полезная! Сами уже достаточно давно ломаем голову как лучше/денежнее оформлять КП в своей нише (грузоперевозки), сейчас появились новые мысли.
Интересный момент, спасибо)

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is


Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой