Каким должен быть современный закладочный сервис?. Читайте на Cossa.ru

22 июля 2014, 09:15

Каким должен быть современный закладочный сервис?

В чем проблема закладочных сервисов? Почему потребность делать закладки есть почти у каждого из нас, а на деле использование одного сервиса заканчивается его смертью и переходом на новый? Как должен эволюционировать классический закладочный сервис, чтобы стать действительно полезным?

История закладочных сервисов началась почти одновременно с появлением интернета и веб-браузеров. Ничего удивительного, сохранять адреса многочисленных сайтов, чтобы вернуться к ним позже — жизненная необходимость даже в эпоху Google и удобных всепомнящих браузеров.

Но если и браузеры, и сам интернет за 20 лет эволюционировали очень заметно, то закладочные сервисы принципиально почти не изменялись, что совершенно не мешает им в большом количестве появляться на свет и умирать с удивительным упорством.

Кончины довольно популярных сервисов Zootool, Clipboard и Springpad, а также невнятная экономическая судьба основного игрока Delicious вызывает вопрос: в чем же проблема закладочных сервисов? Почему потребность делать закладки есть почти у каждого из нас, а на деле использование одного сервиса заканчивается его смертью и переходом на новый? Давайте попробуем разобраться. Начнем с истории.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Эволюция закладочных сервисов

Фунционал лидеров рынка закладок пятнадцатилетней давности не сильно отличался от закладочных сервисов сегодня. Пользователь точно так же вводил URL или открывал букмарклет, комментировал и сохранял, чтобы закладка попала в общий список или выбранную категорию.

Добавить в работу с закладками изюминки и, соответственно, встряхнуть рынок удалось только в 2003 году, когда появился Del.icio.us — сервис, задавший стандарт для аналогичных закладочных сервисов как минимум на 10 лет вперед. У сервиса было две особенности:

  • Теги. Первым ингредиентом, выделяющим Delicious среди конкурентов, стала возможность размечать закладки ключевыми словами и визуально выделять самые частотные из них в «облаках тегов». Такая «народная» система описания информации (folksonomy) стала одним из ключевых атрибутов современного веба: это очень легко для пользователя, действительно помогает ориентироваться и фильтровать информацию, а кроме этого, создает дополнительные связи между контентом незнакомых друг с другом людей.
  • Социальность. Вторым ингредиентом, который надолго сделал Del.icio.us лидером закладочного мира, стала социальность. Теперь стало возможно подписаться на обновления закладок других пользователей, чтобы не пропустить ничего нового.

Взрыв интереса к Del.icio.us запустил новый виток эволюции сервисов для сохранения информации в вебе. Появились новые направления и взгляды на закладки.

1. Веб-клипперы. Альтернативой классическим закладкам стали веб-клипперы, задача которых забирать и сохранять не адреса страниц, а непосредственно их контент: текст, изображения и видео именно в том виде, в котором они расположены на сайте: Dragdis, Mammoth, Clipular.

2. Сервисы отложенного чтения. Другой сценарий сохранения сайтов подразумевает отправку тех же статей и видео для прочтения и просмотра потом, желательно, на мобильном устройстве. На этой почве выросло, как минимум, три продукта, трансформирующие статьи в хорошо сверстанный текст без рекламы, который всегда доступен тебе офлайн: instapaper, pocket, Readability.

3. Сбор изображений. Еще одно направление эволюции закладочных сервисов — сохранение изображений. В какой-то момент в вебе стало появляться все больше красивых картинок, и всем надоело сохранять их на жесткий диск. По аналогии с Del.icio.us появился сервис для закладывания картинок Vi.sualise.us, а за ним и затмивший все аналоги Pinterest.

4. Органайзеры. Логичным продолжением стали мультиинструменты, объединяющие функции клипинга и хранения контента самого разного формата. Добавились возможности создавать собственные заметки и загружать файлы с диска. Таким образом для нескольких разных аудиторий появились фактически полноценные файловые менеджеры: Evernote и Springpad — для более логоцентричных пользователей, Iceber.gs, Dropmark и Inboard — для визуалов.

Классические закладочные сервисы подтолкнули развитие новых форм сохранения информации в вебе (обозначены серым цветом), но сами принципиально не изменились. Как должен эволюционировать классический закладочный сервис, чтобы стать действительно полезным?

Проблема классической модели закладочного сервиса

Все вышеперечисленные направления развиваются, у каждого есть свои лидеры и более-менее понятное будущее. А что же стало с классической моделью закладочных сервисов — моделью Del.icio.us, где мы просто сохраняем URL-странички, а не конкретный контент?

Про нее мы можем сказать, как минимум, это:

  • Она жива;
  • Она востребована;
  • Она не эволюционировала.

То есть классические закладочные сервисы продолжают появляться, ими продолжают пользоваться, но качественно они не меняются, только сменяют один другого примерно с той же частотой, с какой средняя семья меняет машину. Да, интерфейс безусловно стал удобнее и быстрее, а закладки «визуальнее», но общая схема осталось прежней: мы сохраняем закладку, комментируем, тегируем и забываем об инструменте до следующего интересного сайта.

В итоге мы получаем кучу закладок, которая со временем становится, скорее, обременением, нежели инструментом для аккумуляции знаний о вебе. После нескольких попыток разобраться в многолетних залежах ссылок пользователь переходит на новый, более красивый и современный сервис, который обещает счастливую жизнь, где все всегда под рукой. Но через 2–3 года история повторяется.

Так в чем же проблема закладочных сервисов классической модели?

  • Потеря актуальности. Жизненный цикл отдельно взятого интереса современного человека — несколько лет. Через три года ваши ссылки по каллиграфии, рукопашному бою и ресторанам Лиссабона устареют не только технически, но и морально. Если к этому моменту вы сами не начнете писать по этим темам книги, то давно про них забудете. — Закладочный сервис должен уметь различать давно забытое от актуального, а еще лучше — помогать строить историю ваших интересов и экспертизы.
  • Теги как система организации. Теги позволяют фильтровать закладки, но не создают структуры, их организующей. Даже если вы суперорганизованный человек и разработали собственную систему тегирования, со временем разобраться в алфавитном полотне ключевых слов и таком же полотне закладок будет все сложнее. Проблему усугубляет еще и то, что система организации должна меняться вместе с вами, а менять теги задним числом и не по одному разу — долго и не удобно. Закладочный сервис должен предлагать более простую систему организации закладок, и более жесткую, унифицированную систему их описания.

Так выглядит «облако тегов» у случайно выбранного пользователя. Помогает ли этот алфавитный список структурировать знания пользователя?

  • Закладка — это больше, чем URL. URL остается основной валютой веба, но за каждым URL могут скрываться самые разные смыслы и назначения для каждого конкретного пользователя. Иногда вы хотите сохранить конкретную статью, иногда весь сайт целиком, как источник, к которому можно будет вернуться, а иногда у вас есть несколько ссылок, связанных с интересным вам явлением: человеком, событием или местом. Закладочный сервис должен уметь различать и присваивать различные типы закладок различным URL в зависимости от нужд пользователя.

Закладочный сервис может стать не просто хранилищем ссылок, но полноценной экспертной базой знаний с удобной динамической структурой, если мы перестанем воспринимать ссылки, как просто «веб-страницы» или «контент»

Жизнь после Del.icio.us

В свое время Del.icio.us совершил революцию, предложив новую структуру описания закладок и сделав их «социальными» — доступными для всех желающих. Это стало весьма своевременным и удачным предложением. Но веб сегодня уже не умещается в простой список ссылок и тегов.

Решив проблемы, описанные выше, современный закладочный сервис может стать не просто хранилищем ссылок, но и полноценным рабочим инструментом для людей, которым приходится структурировать и описывать информацию по работе или для себя: консультанты, журналисты, дизайнеры-исследователи, маркетологи и предприниматели.

Более того, такая структурированная информация в комбинации с умным алгоритмом кластеризации и значительным числом участников может трансформироваться в качественно новый инструмент для нахождения актуальной информации по любой теме. То есть, находить не просто популярные веб-страницы, как это делает Google, а конкретные источники, экспертов, книги и статьи, конкретные типы ссылок в зависимости от сути запроса.

Вот это именно то, для чего мы взялись делать «Pinterest для гиков», «Delicious с картинками», «Evernote без заметок» и «Каталог интернета» — свой сервис для организации ссылок Channelkit. Мы хотим видеть отобранные вручную и понятно структурированные сайты при поиске, ценим экспертизу увлеченных конкретной темой людей и любим новые подходы к информационной архитектуре.

Бета-версия Channelkit открыта для пользователей. На текущий момент мы даем пользователю возможность настраивать внешний вид закладок, публиковать подборки закладок по темам и пользоваться каталогом каналов других пользователей. Будем очень рады, если вы поделитесь с нами своими мыслями и пожеланиями к идеальному закладочному сервису. Как и для чего вы структурируете свои знания и референсы в вебе? Чего не хватает, чтобы удобно и с пользой сохранять закладки для вас лично, для вашей рабочей группы или организации?

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is