Инфографика: кто и как должен делать презентацию. Читайте на Cossa.ru

16 июля 2014, 13:25
29

Инфографика: кто и как должен делать презентацию

Когда вам нужно сделать красивую презентацию, вы надеетесь, что придет волшебник с «пауэрпоинтом» и сделает «красивую картинку»? Просите «просто нарисовать», «сделать красиво» и «в стиле инфографики»? Печально: форма для вас становится важнее содержания. Максим Горбачевский (студия Infographer) убежден, что «красивые картинки» не только не спасут плохой отчет, но и могут загубить хороший. В статье Максим рассказывает о «стиле инфографики» и о том, кто на самом деле должен иллюстрировать важные документы компании.

Инфографика, визуализация информации, визуализация данных cейчас мегапопулярны. Все больше запросов на инфографику, все больше курсов по инфографике, все чаще запросы в поисковых системах. При этом, если опираться на реальные данные и в сервисе Google Trends сравнить infographics с популярностью, например, фразы data visualisation, то становится понятно — инфографика как понятие является лишь «информационным пузырём», тогда как реальная осмысленная потребность в визуализации остаётся стабильной в течение последних 10 лет (максимальная глубина данных, доступных для анализа).

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Статистика из google.com/trends

Всем нужен дизайнер

Опыт работы, общение с сотнями менеджеров говорит об одном — все больше появляется людей которые хотят, чтобы им дали «одну кнопку», которая решила бы сразу их задачу по подготовке визуального материала, не заставляя вникать в подробности «как именно решить эту задачу». «У нас всё готово: уже есть данные, уже всё в наличии, и нужно лишь собрать это в аккуратный документ! Нам нужен лишь „дизайнер для презентации“!», — если это ваши слова, то вы на пороге одного из самых неправильных управленческих решений в своей жизни.

Частая ситуация: вы выбрали дизайнера по картинкам в портфолио, взяли его на работу, а он «делает всё красиво, но все не то». В чем дело? Дело в том, что сказать дизайнеру «вот тебе информация, рисуй» — это первый шаг к недопониманию.

Если вы, отправив ему таблицу с динамикой продаж по филиалам, попросили «просто красиво нарисовать» — то в ответ вы получите «просто красивую таблицу», гармоничную, выровненную по сетке, с правильными шрифтами и со всеми прелестями аккуратного дизайна, с красивой рамкой и заливкой — но без особого смысла. Если он не знает вашего бизнеса и сути происходящего, он не догадается, что необходимо отдельно выделить, например, показатели именно филиалов, А и Б, потому что именно они перевыполнили план по сравнению с прошлым годом, и что филиал Х закрыла санэпидемстанция, и он приносит ежемесячные убытки.

Нельзя просто отдать таблицу — наверняка вам нужны лишь несколько цифр, или подчеркнуть какие-то данные: возможно, требуется акцентировать внимание на тренде по годам или же на чрезмерности доли. Вам нужно рассказать «истории».

Дизайнер же работает при помощи «инструментов» (краски, шрифты, сетки и так далее), а они не содержат внутри себя «историй», они помогают рассказывать истории, проявлять их.

Правое полушарие не может делать работу левого

Презентации, как и инфографика в целом, — это инструмент целевого воздействия, это работа на стыке логики и креатива.

Широта термина «презентация» покрывает собой как презентации для выступления, так и сложные многостраничные отчеты (которые именуются презентациями-то только потому, что готовятся в PowerPoint). Презентации для выступления ориентированы на эмоциональное убеждение зрителя, а отчёты предназначены для наиболее подробного и обстоятельного рассказа зрителю фактов.

Поэтому, приступая к презентации, нужно сначала ответить себе на вопрос «Зачем я делаю этот конкретный документ?». И это только первый вопрос: ведь дизайн презентаций (как и оформление любых отчётных данных) — это, по сути, целый комплекс вопросов, на которые нужно ответить прежде, чем садиться за работу.

ПРИВЫЧКА ПРЕЗЕНТОВАТЬ

Если хорошо задавать вопросы, может оказаться, что презентация вовсе не нужна. Признайтесь, возможно, вы просто привыкли делать «презентации»? И когда вам нужно сообщить только одну мысль, вы по привычке стараетесь использовать для ее подкрепления визуальные образы и подготовленные данные. А вполне возможно, что для объяснения сути (например, предлагаемого партнерского бизнеса) хватит одной тщательно подготовленной иллюстрации.

Интересный подход — попытаться обойтись без проектора вообще. Небольшая брошюра Turn off the Projector! — очень полезный текст для размышлений о том, как сообщать информацию небольшой аудитории. Авторы напоминают нам о том, что за корпоративной «презентационной» привычкой мы забыли измерять результат эффективностью потраченных усилий.

Посмотрите на иллюстрацию ниже: в чем тут разница подходов? Аналитик — доносит содержательную информацию: берет исходные данные, задаёт ряд наводящих вопросов к данным и получает ответы, а ответ представляется в виде графического решения. Дизайнер работает иначе — на основе выработки эстетически привлекательного композиционно-стилевого решения, приятного для просмотра.

Мотивации дизайнера и аналитика весьма различаются. Мотивация аналитика — рассказать о проекте понятно. Мотивация дизайнера — привнести в мир прекрасное, и комментарии заказчика вида «тут непонятно изображено, переделай» для него как радиограмма с враждебной планеты. Он же уже сделал красивый и эстетичный дизайн, а внезапно его просят увеличить шрифт «потому что плохо видно издалека» и просят заменить серый на «что-нибудь более контрастное, потому что на проекторе в яркой комнате не будет видно». Для заказчика это нормальный комментарий (как показывать на проекторе то, чего не видно?). Реакция же дизайнера в подобных ситуациях — расстройство, потеря мотивации, желание уволиться, ведь требования заказчика нанесут его гармоничному произведению непоправимый урон, и работа, которая еще вчера должна была стать украшением портфолио, уже мысленно отправляется в воображаемую корзину с табличкой «Никому никогда не покажу».

Попробуйте при такой низкой мотивации удержать такого дизайнера, или же найти такого комплексного аналитика-оформителя за зарплату менее 50 тысяч рублей! Отвечаете «ну кто-нибудь да найдется»? Да, именно «кто-нибудь» да найдётся, и результаты работы будут плачевны. Лучшие у вас не задержатся (амбиции!), а от остальных будут убытки — недополученная прибыль от несовершённых сделок, например, будет неявно подтачивать бизнес, не оправдывая надежд от инвестиций в этих сотрудников.

Источник: rabota.yandex.ru

Искать неизвестное в черной комнате

Итак, информационный дизайнер — это специалист с несколькими компетенциями. С одной стороны он правополушарный креативщик, который придумывает красивый дизайн и создает оформление. С другой — он аналитик: ему нужно подключать левополушарный аналитической мозг для того, чтобы понять исходные данные и транслировать их в решение (вывод). Раз так-то какое у него должно быть образование, какой опыт?

Он и разработчик стиля, и сценарист, и оформитель, аналитик, корректор — много? А ведь это именно столько функций, сколько требуется, чтобы «дизайнер презентации» сработал качественно. Да еще и отдал вам все PowerPoint.

На это наше российское инфографическое коммьюнити отвечает однозначно: такой дизайнер — это миф.

И где же решение

Решение простое — продумывать и готовить половину работы по отчету вам придется самому.

Но ведь у вас много задач по созданию отчетов… А друзья уже давно покинули свои рабочие места в шесть вечера в пятницу… Но даже если вы совершили над собой усилие и ткнули дизайнера в «список диаграмм», указав как именно надо визуализировать ваши данные («Надо взять пайчарты, мы же тут доли показываем!» — кричите вы, убегая на пятничное пиво) — не ждите чуда. Получите в ответ кашу — красиво, конечно, но абсолютно бесполезно: что с чем сравнивается, как взаимосвязаны данные, о чем нам говорит изображение в целом?

Представьте, что презентация предназначена для представления вашего нового проекта инвестору. Вы набросали данные, накидали слайды — и отдали дизайнеру. Как это выглядит со стороны? Вы доверяете работу, которая эквивалентна бизнес-ценности в миллионы долларов, без оглядки дизайнеру за 50 тысяч рублей (ну или за 100 тысяч, это не принципиально). При этом вы не задумываетесь, как дизайнер (за вас!) выстроит логику повествования, заявит о ваших бизнес-потребностях, как он сформирует то, что может быть оценено во многие тысячи и миллионы, — сделает то, ради чего нанимали на работу именно вас?

Презентовать результаты своего труда — чуть ли не важнейшая задача менеджера, самый мощный драйвер карьеры. И вы хотите отдать это на аутсорс?!

Забудьте, что кто-то должен сделать работу по созданию графики за вас. Только вы, вы сами, собираясь на встречу с потенциальным партнером, можете определить, как, презентуя вашу компанию, надавить на точки принятия решений в мозгу (или душе) слушающего вас коммерческого директора. Только вы сможете объяснить дизайнеру, какой реакции вы хотите добиться от зрителя конкретной презентации. Обратите внимание на конечную цель документа — и превратите дизайнера из «исполнителя» в «партнера».

Вы должны стать для дизайнера «креативной парой», которая будет направлять и корректировать. Вам необходимо объяснять ему, какого эффекта вы хотите добиться на конкретном слайде, на каких цифрах хотите сделать акцент, а дизайнер должен по вашим черновикам все воспроизводить. Терпение и терпение, совместная работа, и через некоторое время дизайнер сможет делать часть этой работы самостоятельно.

Многие хорошие специалисты по инфографике пришли в эту сферу не из дизайна — инженеры, программисты, журналисты, экономисты, представители других специальностей, которые трудно назвать «креативными». По оценке Infographer, до 80% усилий в работе над проектом тратится на работу с информацией, и структурный подход представителей «логических» профессий оказывается более действенным, чем креатив иллюстратора. Но секрет создания отличных графических результатов — это все же работа в «креативной паре», и в инфографике это аналитик и дизайнер.

Забудьте про пятничное пиво с друзьями на некоторое время. Вперед за проектирование графики! Разве что придется изучить некоторые вещи, которым почему-то забывают научить в университете.


Ссылка по теме: Видео-инфографика — новый способ общения


Источник картинки на тизере: fiverr

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

- 5 +
Замечательная статья. Заинтриговали готовящейся публикацией, буду ждать книгу с нетерпением!

Не совсем понятно, честно говоря, почему специалист, который не знаком с принципами зрительного восприятия, организации информации и визуализации данных, хотя бы на базовом уровне, в статье назван «дизайнером». Графический дизайнер заботится не только об эстетике, но и об эффективности коммуникации, выстроенной при помощи визуальных образов. В противном случае, такого исполнителя можно было бы назвать, в зависимости от ситуации, оформителем, декоратором, оператором компьютерной графики, ну, и так далее. Из-за подобных неточностей в терминах, на мой взгляд, формируется неверный образ представителя профессии, а сама профессия дискредитируется.

Также в статье затронут довольно интересный момент рабочих взаимоотношений и рекомендовано рассматривать дизайнера в качестве «партнера». Это отличная практика и идет на пользу обеим сторонам! Я бы только дополнил, что в подобных отношениях немаловажным является вопрос стоимости работы дизайнера, она должна отражать ценность самого проекта (тот самый value-based pricing). Это я к тому, что вряд ли получится за 52k руб/месяц (да, хоть и за 100, это не принципиально) взять на работу «партнера» wide smile
Игорь, не соглашусь, что со стоимостью растёт качество. Очень много обратных примеров.

"Правильных" людей мало, и они как правило увлечённые. Поэтому их сложно найти. Но это не стоит сильно дороже "рынка".
- 0 +
Максим, я в данном случае указываю не на зависимость стоимость–качество работы, а как раз наоборот — чем выше требования (бизнес-ценность, в данном случае), тем выше стоимость.

Высокая стоимость, конечно, не является гарантом высокого качества, которое зависит в равной степени от исполнителя и клиента, но это, опять же, частности.
- 0 +
Ну, и, на мой взгляд, преданность своему делу никак не должна отражаться на стоимости работы. Ведь, если следовать такому подходу, в равной степени объективными будут обе реакции на предложение заняться увлекательным проектом:
— О, это ж мое любимое занятие — с удовольствием сделаю за полцены!
— Обожаю такие задачи — тройная ставка!!!

Верно же?!
Игорь, не могу не согласиться. В целом, мы говорим про одно и тоже.
Лишь подчеркну, что в настоящий момент стоимость специалиста либо совсем недооценена (компании пытаются нанять грамотного человека за деньги начинающего), либо переоценена (многие, которые имеют в портфолио нечто, представляющее собой "картинку на которой изображены буквы и цифры", переоценивают свою адекватную стоимость, ценя себя на уровне полноценного аналитика, коим не являются). Через некоторое время равновесие на рынке настанет
Еще "Мастерство презентации" Алексея Каптерева must read
Соглашусь
- 0 +
Tanya Kud #
18.07.2014
Максим, спасибо за статью! Вы говорите о важных вещах, необходимых для понимания сути инфографики и того, кто и как должен ее делать. Ключевые проблемы, которые Вы затрагиваете - некорректная постановка задач (аналитиком дизайнеру) и не верное понимание компетенций коллег (аналитик решает, что дизайнер должен это делать, а дизайнер этого не делает в принципе) - часто встречаются в рабочем процессе вообще, а не только у аналитиков и дизайнеров.

Но в Вашей статье также получается, что инфографика фактически приравнена к презентациям (или наоборот), с чем я никак не могу согласиться. Если аналитик подготовит отличные данные, призовет на помощь дизайнера и они совместно красиво и правильно (с инфографической точки зрения) эти данные представят, это не будет гарантией того, что в итоге получится отличная презентация. Презентация - инструмент более сложный, чем набор инфографик.

А еще аналитику совершенно не обязательно забывать о пятничном пиве))) Достаточно просто заранее планировать время в тайминге проекта для работ по визуализации.
- 0 +
Таня, я бы, все же, рассматривал инфографику и презентации как родственные явления. Хотя, уверен, причиной расхождения во мнениях является все та же довольно зыбкая терминологическая база — не стоит забывать о различиях между инфографикой и визуализацией данных, о том что под презентацией может подразумеваться как публичное выступление, так и электронный (как правило) документ, который состоит из набора слайдов.
Также, думаю, стоит учитывать, что Максим в статье рассматривает довольно частный случай — подготовка бизнес-презентаций, отчетности. При более общем освещении процесс работы над инфографикой предстает куда как более сложным и далеко выходит за рамки взаимодействия аналитика и дизайнера.
Не могу не согласиться, да - в контексте данной статьи инфографика по сути приравнена к презентациям. Так проще объяснить тем, кому я адресовал статью. А если бы вы знали, к чему только не приравнивают инфографику..
И ещё, моё "любимое": до скрежета в зубах коробит фраза "в стиле инфографики"
Игорь, не соглашусь. Процесс работы над инфографикой не выходит за рамки взаимодействия "аналитика" и "дизайнера". Другое дело, что, например, вместо "дизайнера" может быть либо фриланс иллюстратор, либо целый дизайн-отдел (как угодно назовите – требуемый результат неизменный)
- 0 +
Максим, а я все же поспорю. Результатом работы тандема «дизайнер–аналитик» является в большей степени визуализация данных, т.е. графическое представление данных, благодаря которому легко сравнить значения, например, или выявить паттерны, зависимости, отличия. Зачастую этого может оказаться достаточно, однако бывают случаи, когда отраженные в графиках процессы и явления требуют пояснения для широкой аудитории. Навыки, которые для этого необходимы, как правило, не входят в компетенцию ни аналитика, ни дизайнера. Таким специалистом может быть журналист либо копирайтер.
Хотя, безусловно, полностью разработать инфографику может и один человек, но это уже частные случаи.
- 0 +
Спасибо за статью! Есть ещё один момент: когда на аутсорсе есть агентство, в котором есть и аналитик, и дизайнер, заказчики иногда считают, что раз табличка с данными есть, то до инфографики один шаг, и решительно отказываются понимать, почему же её нельзя сделать хорошо в течение пары часов. Реквестирую ещё одну статью, в которой рассказывается, из каких этапов состоит создание инфографики и визуализации данных.
Обучение заказчика, разъяснение нюансов процесса создания, приглашение на процесс продакшена – единственный шанс повысить компетенцию заказчика.

По сути, могу признать что мы тратим очень много времени в нашей работе на обучение каждого нашего клиента в процессе работы, и без этого проекты не получались бы качественными и проработанными
- 0 +
Согласна, а умение обучить заказчика – одна из характеристик хорошего менеджера. Так и живём Smile Спасибо ещё раз за статью и список книг.
Знаете дистанционный курс Alberto Cairo, который раз то ли в полгода, то ли в год проводится в MOOC (http://open.journalismcourses.org/)? Если да, то как он вам?
Анна, курс знаю. Он хороший, было уже два (если я всё успеваю следить) курса. Альберто замечательный человек, "монстр" инфографики - обучил десятки тысяч человек уже. Но как и любой "удалённый" курс, бесполезен без само-мотивации его проходить Smile
Замечательно что Альберто даже успевает откомментировать работы
Так и живём.. Обучаем индустрию, развиваем умы. А список далеко не полный, конечно же. Появляется много книг. В зависимости от потребностей в информационном дизайне, можно углубляться либо в теорию информационного дизайна, либо в специфику конкретных продуктов (презентации, эксель, интерактив,..)
- 0 +
Вот я, к сожалению, сама не дизайнер и даже не аналитик, и времени на это уделить не получалось. Тем не менее, очень интересно, всё хочу хотя бы видеолекции скачать и просто посмотреть. По-моему, да, только два раза было, оба раза только первую лекцию посмотрела Pity
А то, что он умудряется работы комментировать, – это фантастика, конечно! На других удалённых курсах обычно только пиры.
Желаю удачи в освоении!
Свежая статья по теме:

"Наблюдается дефицит хорошего руководства. Нормой же становится управленческая некомпетентность. Вдумайтесь в следующие факты: а) среднестатистический гендиректор занимает свой пост всего 18 месяцев; б) отстраненность персонала от деятельности компании стала глобальной эпидемией; в)текучка кадров так или иначе связана с непосредственным начальником; г) число людей, начинающих свое дело, постоянно растет, в основном из-за того, что все устали от плохого руководства и хотят работать сами на себя"

http://hbr-russia.ru/~5_habits
Посоветую визуализаторов esPrezo и их фантастически полезный аккаунт в SlideShare http://www.slideshare.net/esPrezo
Юлия, уточните, пожалуйста, что из "творчества" эспрезо Вам нравится?
Не могу согласиться ни про "визуализаторов", ни про "фантастически полезный"
Да и про "посоветую" Вы, кажется, немного погорячились.
Max, мне нравится их подход к созданию презентаций. Информативно, красиво, четко, сочно и с допустимым юмором. Информативность, красота и юмор - вещи настолько субъективные, что можно долго искать истину )) Написала свое субъективное мнение. Вам спасибо за статью и комментарий.
- 0 +
Максим, спасибо за мотивацию стать лучше, особенно в соблюдении профессиональной этикиSmile

Юля, а вам большое спасибо за такие теплые слова! Очень приятно слышать, что наши материалы пригодились вамSmile
- 0 +
Brrams #
28.04.2015
Добрый день.
Я аналитик, который хорошо рисует презентации (не только для своего департамента, а уже и другие к нам за этим обращаются).
И вместо нормального изучения данных (кластерные анализы, факторные, регрессии, корреляции, data mining и т.д.) я расскрашиваю пачками слайды, что вводит меня в нескрываемую депрессию. Чтобы вы понимали, я могу строить модели данных, писать макросы и sql скрипты.
Вместо этого - расскрашивание заголовков и подбор картинок.
Мелкая оформительская работа занимает тонны времени. А я теряю навыки.
Так что не соглашусь с вами. Дизайнер нужен! Лично я его в последнее время уже требую под угрозой увольнения.
- 0 +
After looking at a handful of the articles on your blog, I really appreciate your way of blogging.I saved as a favorite it to my bookmark website list and will be checking back soon. Please check out my website too and tell me what you think http://naveedtech.com/connectify-hotspot-pro-2017-full-crack-activation-key/
- 0 +
Very nice post. I just stumbled upon your blog and wished to mention that I have truly loved browsing your blog posts. After all I will be subscribing for your rss feed and I am hoping you write again soon http://naveedtech.com/vce-exam-simulator-2-3-2-crack/

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is


Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой