Правила жизни стартапера, у которого не получилось. Читайте на Cossa.ru

18 июля 2013, 14:15
3

Правила жизни стартапера, у которого не получилось

Когда проект закрывают — что дальше? Разорение? Депрессия? На самом деле, все только начинается. Несколько фаундеров, проекты которых были закрыты, рассказали нам, о чем думают и чем сейчас заняты.

В 2000 году 24-летний выпускник Калифорнийского университета Сан-Диего запустил стартап, продающий мелким предпринимателям инструменты для продвижения в сети. Через два года компания приказала долго жить — конкуренция стала невыносимой + сказался кризис доткомов. Тогда молодой предприниматель решает уехать в Австралию, где погружается в занятия серфингом, а через два года возвращается, чтобы запустить новый проект — производство профессиональных водонепроницаемых устойчивых камер. Сегодня компания оценивается в $1,3 млрд, в прошлом году продала 2,3 млн устройств и заняла 20% рынка США. Тем студентом-неудачником был Ник Вудман (Nick Woodman), а камеры, которые он придумал, выпускаются под брендом GoPro.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

В английском для истории Вудмана есть хорошая пословица — the first step is always the hardest. В американкой стартап-среде эта мантра распространена, но звучит немного по-другому: «Закрылся проект. Прекрасно. Самое время запускать новый», но теперь попробуем по-другому. В России пока это не работает, о чем говорят апокалипсические заметки после каждой новости о закрытии какого-либо стартапа.

Бобир Акилханов, основатель Flatora, 2012—2013 гг.:

Когда проект закрывается — это опыт, который не получить из книжки. Убедитесь, что вы разобрались во всех ошибках, чтобы не повторять их снова.

На следующий день после объявления о закрытии проекта ничего особенного не происходит, кроме того, что тебя все время спрашивают, что такого особенного произойдет дальше.

У предпринимателя, который закрыл стартап, есть две альтернативы — взять снова на себя риск и открыть новый проект или пойти работать на кого-то. Всегда существует риск неудачи при запуске нового бизнеса. Выстрелит ли он. И если вы не попробуете, вы никогда не узнаете.

Инвестор в первую очередь смотрит на проект. Вряд ли он выбросит резюме в урну, если увидит, что предприниметель имеет опыт работы, хоть и неудачный.

Запускайте lean-стартап, не тратьте деньги на ненужные вещи, запускайте проект, как можно скорее, не ждите, пока он станет презентабельным — вот, что я вынес из своего фэйла.

Не так давно я принял предложение от британской компании управлять очень интересным IT-проектом. Нахожусь в Лондоне.

Олег Чекалин, основатель Travolver, 2012—2013 гг.:

Стартап — это градиент интересов и возможностей, внутри которого нужно оперативно принимать решения. Иногда это решение — закрыть стартап. А дальше начинается очень непростой период прекращения действия обязательств.

Было бы идеально просто погасить свет в офисе и отправиться по домам. Но в реальном проекте задействованы десятки людей и организаций, каждый со своими условиями и ожиданиями, долгами и требованиями. Все это необходимо разрешить в условиях острого дефицита времени и ресурсов.

Запустить новый проект после фэйла легче, если не делать большого перерыва. Сила инерции огромна. Главное не останавливаться, сразу все трансформировать и продолжить двигаться.

Отправляясь на встречу с инвестором, нужно понимать, что он вкладывает в человека, а не в идею. И ему нужно понять, что ты за человек, что тобой движет, как ты смотришь на вещи, что ты будешь использовать, чтобы двигаться вперед, поскольку для любого движения необходимо что-то расходовать. Если окажется, что расходовать можно только деньги, то это не годится.

После закрытия проекта я понял, что прийти к нужному результату можно разными путями. То есть, идея единственно верного пути глубоко порочна. Это не значит, что не нужно искать объяснения своих решений. Объяснения — это основа любой теории, а где есть теория, там можно предсказывать результат. Тогда реально полученный результат будет с чем сравнивать, а значит, появляется возможность дать ему обоснованную оценку. Ну вот скажем, нужно ли громко заявлять о себе еще до того, как готов продукт и начались продажи? Не надо тратить время на поиск правильного ответа. Его нет. Правильно заявлять. Точно так же правильно не заявлять.

Команда Travolver сейчас пробует новые пути реализации своих идей в тревеле. Вокруг нашей аналитической группы уже собралось крупнейшее сообщество тревел-стартаперов. Здесь огромный потенциал: нетворкинг, тренды, консалтинг. Мы понимаем, что этому сообществу потребуется собственная медийная история, и развиваем аналитический блог Tpitch, где пробуем разобраться, почему травел работает именно так. А тема с подготовкой путешествий получила совершенно новое развитие в Piiine.

А вот, что говорит один из инвесторов, которому не раз приходилось сталкиваться с портфолио предпринимателей, где уже числился прокол.

Евгений Гасников, сооснователь DomGeo, 2011—2013 гг.:

Было тяжело осознать, что проект закрывается. Но затем сосредоточился на том, чтобы довести все дела до конца — нужно было договориться с командой, реструктурировать долги, решить массу важных операционных проблем. Но и дальше особенно думать было некогда — только execution. Все прошло более-менее успешно, с большей частью команды удалось договориться, помочь с поиском работы, раздать долги. С инвесторами (Fast Lane Ventures) остались в хороших отношениях.

Нужны неделя или две на осознание, что было правильно, а что — нет. Перезагрузка совершенно точно необходима, для того чтобы идти дальше без эмоционального багажа. Мне сильно помог спорт. Я поставил задачу подготовиться к Ironman в следующем году и начал заниматься триатлоном. (Ironman — марафон, где нужно плыть в море 3,8 км, затем прокатиться на велосипеде 180 км, и в конце пробежаться 42 км, — прим. ред.). Четкая цель помогает структурировать свое время и выделять задачи, которые действительно важны, и не делать того, что я могу делегировать.

Открыть новый проект легче после первого прокола, и инвесторы это понимают. Когда они видят в портфолио закрытый проект, это для них своеобразный маячок — были ошибки, получен опыт, вероятность следующего успеха значительно выше.

Знают больше те, кто пробует. Таким образом, ты начинаешь видеть, что получается, что — нет, и уже навряд ли сделаешь ту же ошибку. В результате, я понял несколько важных вещей: хорошая команда — это все; чтобы достичь успеха, нужно быть немного ненормальным; к выбору инвестора нужно подходить, как к выбору жены; работать, работать и еще раз работать.

Сейчас я делаю OhMyStats! с бывшими коллегами из Groupon. Мы продвигаем продукт, который позволяет измерять эффективность маркетинговых кампаний, и параллельно отлаживаем маркетинговую машину для e-commerce, делая для них perfomance based marketing.

Мнение инвестора

Дэвид Вароквер, Mangrove Capital Partners:

Когда предприниматель запускает проект, он должен быть готов как успеху, так и к провалу. Главное — задумываться не о том, что подумает инвестор, а о том, что ты можешь вынести из неудачи. На деле мы видим, что большинство предпринимателей ошибались хотя бы раз. Фэйл — это не стыдно.

В прошлом в Европе к закрытию проекта относились чрезвычайно негативно, что радикально отличается от того, как к этому относятся в США — там ошибка является частью обучения. Сегодня число серийных предпринимателей в Европе растет, а разница между США и Европой снизилась.


Источник картинки на тизере: Startup America Partnership

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

Четвертый абзац в тексте у Олега Чекалина просто шикарен. Готов подписаться под каждым словом. Всем стартаперам надо это четко понимать.
Статья хорошая. Все-таки, начиная стартап, очень важно быть готовым к тому что тебя ждет, в том числе и к возможным неудачам. Тянуть с началом действительно не стоит, но собрать информацию о типичных ошибках и позитивном опыте тоже не мешает.

Буквально пару недель назад наш представитель участвовал в проведении семинара для тех, кто хочет открыть свой ресторанный бизнес. Проводили его совместно с Академией Ресторанного Бизнеса.

Очень интересно было послушать их рассказ об особенностях ресторанного стартапа. Особенно заинтересовали рекомендации ведущего о выстраивании внешних коммуникаций, правильном позиционирование продукта - было много вопросов и комментариев.

Продуктивно, в общем, пообщались.

http://comagency.ru/secret-of-events-restorants/#.Ue6XvIeGhHg

Думаю, стартаперам такой семинар пошел только на пользу.
- 0 +
Бодрая статья! Спасибо. Чтобы сделать её ещё лучше - пара комментариев:
- нет слова 'апокалипсичесий', но зато есть 'апокалипТичесий'
- перед текстом Евгения Гасникова стоят 2 строчки, которые относятся к тексту Дэвида Вароквера

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is


Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой