Web-аналитика для SEO. Читайте на Cossa.ru

17 октября 2016, 15:45
4

Web-аналитика для SEO

Как использовать Сводки для оперативного анализа сайта.

Web-аналитика для SEO

Я помню времена, когда для того чтобы продвинуть сайт, хватало простейших действий: прописать запросы в метатегах, набить сайт портянками текста или закупить ссылок побольше. И результат гарантирован.

Именно с тех пор многие недолюбливают SEO-специалистов, считая, что они засоряют интернет-мусором в поисках быстрых денег. А так как работа была не сильно сложной, именно в те времена появились анекдоты о SEO-специалистах, которые продвигают сайт после уроков.

Но времена меняются, и поисковые системы меняют свои алгоритмы. И цель-то у поисковиков не усложнить жизнь продвиженцам, а упростить жизнь пользователям.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Логика у обычного пользователя бинарная: забил в поиск запрос, нашёл хороший ответ— хорошая поисковая система, не нашёл — плохая, ушёл в другую.

А что такое «хороший ответ» для пользователя?

  • Ответ, который соответствует ожиданиям.
  • Представленный в удобной форме на удобном сайте.
  • Полный или стремящийся к полноте.

И так далее.

Отсюда и вытекают все современные работы по оптимизации сайта: сделать бренд популярнее, сайт удобнее, а пользователей — счастливее.

Web-аналитика для современных специалистов

По сути любая работа SEO-шника состоит из трех блоков:

  1. Гипотеза.
  2. Проверка.
  3. Анализ результата.

И вот как раз на 3 этапе, анализе результата, без веб-аналитики никуда.

Мне кажется это вполне логичным.

Но, коллеги, я встречаю огромное количество специалистов, для которых web-аналитика ограничивается наличием счётчика «Яндекс.Метрики» и Google Analytics на сайте. И это справедливо не только для SEO-специалистов, но вообще для большинства специалистов, работающих с сайтом: для контекстологов, UX-специалистов, маркетологов, SMM-специалистов и так далее.

Может быть, конечно, я сноб, так как когда я пришел в «Реаспект» в 2012 году, многие там уже были помешаны на веб-аналитике. Но сегодня каждый раз, когда я слышу от кого-то, что он не использует аналитику, у меня возникает вопрос: «А ты точно SEO/UX/контекст/... специалист?».

Web-аналитика для SEO

Естественно, есть и множество специалистов, которые используют веб-аналитику как повседневный инструмент для отслеживания результатов своей работы.

И у многих специалистов такая работа связана с ежедневным и еженедельным анализом десятков отчётов.

И тут уже другая проблема — собрать и удержать все нужные данные. Многие для этого используют excel или google-таблицы.

Мы же для себя нашли более простое решение, которое предлагают сами системы аналитики — Сводки.

Сводки в Web-аналитике

Сводки — инструмент, который помогает собрать в одном месте самые важные отчёты, которые могут дать быстрый ответ на вопрос: «Что происходит с сайтом?».

Рис. 1 — Сводка Google Analytics

Рис. 2 — Сводка «Яндекс.Метрики»

По сути сводки дают возможность выводить на одном экране практически любые отчёты, что будет полезно любому специалисту, который работает с сайтом, будь то SEO-специалист или маркетолог, или кто-то ещё.

Так как я все же SEO-оптимизатор, я расскажу вам, какие основные отчёты смотрим мы и как они настраиваются.

Описывать я эти отчёты буду на примере «Яндекс.Метрики», так как ею пользуется большинство наших клиентов. А в Google Analytics сводки настраиваются практически идентично.

Создание сводки в «Яндекс.Метрике»

В отличие от Google Analytics, в котором сводки создаются в отдельном разделе, в «Яндекс.Метрике» пока есть возможность создать одну сводку, которая будет доступна сразу всем представителям, работающим со счетчиком.

Сводка одновременно является и панелью управления, и главной страницей счётчика.

При создании сводки есть возможность выбрать типы виджетов для сводки:

  • показатель;
  • круговая диаграмма;
  • таблица;
  • линии.

Также система предлагает несколько готовых виджетов для использования в разделе «Библиотеки виджетов».

Рис. 3 — Виджеты

Настройки метрик и параметров, которые будут отображаться в виджетах, доступны при нажатии на иконку шестерёнки на виджете.

SEO-посещаемость из поисковых систем

Отчёт по посещаемости из поисковых систем.

Рис. 4 — Виджеты посещаемости из поисковых систем

Зачем: Помогает быстро получить информацию о посещаемости сайта из поисковых систем и каждой поисковой системы отдельно.

Как:

  • данные строятся на базе виджета «Показатель»;
  • метрики — «Визиты»;
  • сегментация — «Тип последнего источника: Поисковые системы»;
  • для определение конкретной поисковой системы — дополнительная сегментация «Последняя поисковая система: %Нужная поисковая система»

Рис. 5 — Настройка сегментов Поисковая система, «Яндекс»

Мы обычно выводим 3 виджета:

  • общая посещаемость из поисковых систем;
  • посещаемость из ПС «Яндекс»;
  • посещаемость из ПС Google.

SEO-структура запросов

Отчёты о составе фраз, по которым переходят посетители из поисковых систем.

Рис. 6 — Виджеты структуры запросов

Зачем: Лучшее понимание структуры спроса и определение перспектив роста сайта.

Как:

  • данные строятся на базе виджета «Показатель»;
  • метрики — «Визиты»;
  • сегментация — «Тип последнего источника: Поисковые системы»;
  • сегментация — «Последняя поисковая фраза: соответствие всем заданным условиям»:
    • регулярное выражение, в зависимости от отчёта;
    • исключение (Восклицательный знак в начале строки) хоста сайта второго уровня в любом месте поисковой фразы (знак звёздочки перед словом и в конце). Пример: !*site*;
    • исключение бренда в любом месте поисковой фразы. Пример: !*бренд*.

Регулярные выражения для состава ключевых запросов:


Регулярка Количество слов в запросе
^\s*[^\s]+(s+[^\s]+){0}\s*$ 1 слово
^\s*[^\s]+(\s+[^\s]+){1,1}\s*$ 2 слова
^\s*[^\s]+(\s+[^\s]+){2,}\s*$ 3 и более слов

Стоит также сказать, что для активации регулярного выражения в «Яндекс.Метрике» перед ним ставится знак тильды (~).

Рис. 7 — Настройка структуры поисковых фраз

Мы обычно используем все 3 виджета:

  • поисковые фразы из 1 слова;
  • поисковые фразы из 2 слов;
  • поисковые фразы из 3 и более слов.

SEO поисковые запросы

Отчёты о поисковых запросах, по которым посетители сайта перешли из поисковых систем.

Рис. 8 — Виджеты поисковых запросов

Зачем: Определение эффективности оптимизации по семантическому ядру.

Как:

  • данные строятся на базе виджета «Таблица»;
  • метрики — «Визиты»;
  • группировка — «Поисковая фраза»;
  • сегментация — «Поисковая система: %Нужная поисковая система%»;
  • сегментация — «Последняя поисковая фраза: соответствие всем заданным условиям»:
    • исключение хоста сайта второго уровня в любом месте поисковой фразы;
    • исключение бренда в любом месте поисковой фразы.

Рис. 9 — Настройка поисковых запросов

Мы выводим 2 виджета:

  • запросы из поисковой системы «Яндекс»;
  • запросы из поисковой системы Google.

SEO-распределение по типам страниц входа

Отчёты по типам страниц входа из поисковых систем.

Рис. 10 — Виджеты поисковых запросов

Зачем: Определение типа спроса и стратегии дальнейшего развития сайта.

Как:

  • данные строятся на базе виджета «Показатель»;
  • метрики — «Визиты»;
  • сегментация — «Тип последнего источника: Поисковые системы»;
  • сегментация — «Страницы входа: %тип страниц%».

Рис. 11 — Настройка поисковых запросов

В зависимости от проектов и поставленных целей мы используем разные виджеты:

  • посещения определенных страниц;
  • посещения групп страниц;
  • посещения категорий;
  • и так далее.

Тут уже все зависит от целей, которые ставите вы перед своим проектом.

Недостатки сводок в «Яндекс.Метрике»

Лично мне «Яндекс.Метрика» нравится больше, чем Google Analytics, хотя работаю я с обеими системами.

Но в «Метрике» есть проблемы, которые сильно усложняют работу с ней и решение которых я очень надеюсь увидеть в ближайшем будущем.

Только 1 сводка на счётчик

У «Яндекс.Метрики» сейчас есть только 1 сводка на счётчик, которая является и главной страницей счётчика, и эта сводка одна на всех представителей, которые работают с сайтом.

Это еще не проблема, когда с сайтом работает 1 специалист. Но как только количество специалистов вырастает, сводка увеличивается в размерах, обрастая новыми отчётами для каждого направления.

И это я не говорю о том, что, при удалении или поломке виджета у 1 представителя, он сломается или удалится у всех.

Отсутствие возможности делиться сводкой с другими счётчиками

Сейчас настроив удобный сегмент для одного счетчика, у нас нет возможности поделиться данной сводкой с другим счетчиком. Поэтому, для каждого нового счетчика приходится настраивать сводку заново.

Нельзя клонировать виджеты

Многие виджеты, как вы видели, практически идентичны, различаются только задаваемые сегменты, поэтому удобнее было бы задать виджет и потом копировать его, меняя настройки, но такой возможности сейчас нет.

Нельзя сохранять виджеты в библиотеку

К сожалению, сейчас отсутствует возможность вести свою библиотеку виджетов, и каждый раз виджеты приходится или искать по другим проектам или составлять заново.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

без аналитики никуда
Кристина-Кристина. Я думал вам статья понравилась. Она реально крутая. 10+ рабочих часов в месяц так легко спасти специалисту не всегда можно.
- 0 +
Openmak #
02.11.2016
Начало ватное и водяное, поэтому не все наверно дойдут до конца, но статья крутая, и технически все разжованно!
- 0 +
Openmak #
02.11.2016
Начало ватное и водяное, поэтому не все наверно дойдут до конца, но статья крутая, и технически все разжованно!

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is


Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой