Мобильный разработчик на китайском рынке: тяжеловато. Читайте на Cossa.ru

15 октября 2017, 15:15

Мобильный разработчик на китайском рынке: тяжеловато

Александр Грач из AppsFlyer рассказывает, как сразиться с бюрократией, цензурой и выйти победителем.

Мобильный разработчик на китайском рынке: тяжеловато

Согласно отчёту аналитического агентства Niko, в ближайшие пять лет китайский рынок мобильных игр вырастет на 9 млрд $ и к 2021 составит 35 млрд $. По данным AppsFlyer, свыше 50% населения Поднебесной, или 724 млн человек, коллекционирует покемонов и обороняет виртуальные деревни от набегов гоблинов — это в два раза больше населения США. Рынок напоминает бескрайнее непаханое поле, и предприимчивые игроки вовсю его возделывают: по подсчётам аналитиков, затраты на мобильную рекламу в Китае между первым кварталом 2016 и первым кварталом 2017 взлетели на 90% — это абсолютный мировой рекорд.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585


Ясно, что ради таких радужных перспектив можно стерпеть многое. Отважного девелопера не смутят ни языковой барьер в 10 000 ли, ни специфические представления китайцев о прекрасном. Однако диверсификация рынка Android и чудовищная бюрократия могут стать препятствием на пути к дао. После ухода Google в 2010 китайские пользователи Android лишились Play Store. На его месте возникло свыше 300 магазинов приложений. Для того чтобы разместить в них свою программу, разработчику необходимо переупаковать файлы приложения для каждой отдельной торговой платформы. Одними магазинами владеют провайдеры (Tencent, Baidu, 360), другими — производители устройств (Huawei, Xiaomi). Подобно землям Вестероса, в каждой торговой площадке царят свои порядки, так что запаситесь временем, чтобы их изучить.

Не претендуя на всеобъемлющий гид, предлагаем ряд советов, которые подготовят вас к покорению Поднебесной.

1. Один в поле не воин. 關係 (Guanxi), или связи — ваше всё

Найдите опытного сталкера, который станет вашим проводником по незнакомому и пугающему миру китайского интернета. Это может быть агентство, которое занимается размещением приложений в китайских магазинах и осуществляет поддержку (например, AppInChina или AppsToChina), или медиабаинговая компания (Zhiyunzhong, Yunrui, Chance, Domob и Bluefocus). Специально для гейм-девелоперов существуют службы, которые адаптируют геймплей-игры для местной культуры в обмен на долю прибыли. Самые крупные — Yodo1 и iDreamsky. Вы также можете связаться напрямую с провайдером, который владеет торговой площадкой. Выбирайте напарника с умом, и вам не придётся проходить этот тернистый путь в одиночку.

2. Приготовьтесь сразиться с цербером китайской бюрократии

...который заставит вас вспомнить коридоры отечественных контор со слезами на глазах. Из-за повального пиратства китайские госорганы требуют обязательной регистрации игровых приложений. Вкратце алгоритм выглядит так:

  1. Вы регистрируете юридическое лицо.

  2. Заполняете документы.

  3. Загружаете игру на смартфон и отдаёте устройство местным властям.

  4. Если вам повезёт и чиновники посчитают, что игра не порочит честь и репутацию верховных лиц КНР, не насаждает тлетворные западные ценности и не расшатывает коммунистические скрепы, ей будет присвоен регистрационный номер. Может быть. В течение трёх месяцев.

  5. PROFIT! Передаёте регистрационный номер и файл игры на модерацию в app store... и набираетесь терпения уже во второй раз.

Хорошая новость: для обычных приложений (не игр) эти шаги выполнять не нужно. Также процедура пока не обязательна для iOS-игр: Apple договорилась с китайским правительством. Однако мы всё же рекомендуем её пройти, если у вас есть такая возможность, ведь лавочку могут прикрыть в любой момент.

3. Определитесь, какую письменную систему вы будете использовать

Упрощённое письмо используется в материковом Китае и Сингапуре, а традиционное — в Гонконге и частично признанной республике Тайвань. Если ваше приложение имеет функцию голосовых команд, рекомендуем использовать мандаринский китайский, так как на нём разговаривают и в Китае, и на Тайване. Важно перевести всё, включая сообщения об ошибках и уведомления, иначе приложение могут удалить из магазина: китайцы очень ревностно относятся к своему языку, и использование иноязычных описаний в программах запрещено законодательно.

4. Элементы интерфейса в версии приложения для китайского рынка придётся уменьшить

Иероглифы занимают на 30% меньше места, чем английский текст. Положитесь на машинный перевод, и он окажет вам медвежью услугу: например, надпись на кнопке buy не будет считана китайским пользователем как призыв к действию в силу языковых особенностей. Наймите профессионального переводчика, это не то, на чём следует экономить. Что касается визуальных предпочтений китайских пользователей, эта тема достойна отдельной монографии. Подробнее вы сможете прочитать в публикации на «Хабраабре» и в статье «Правила локализации приложений в Китае». Скажем лишь, что вы не прогадаете, если сделаете ставку на яркие цвета. Избавьтесь от коричневого и серого. Увеличьте насыщенность. Добавьте красного. Раскрасьте в зелёный всё, кроме шляп.

Из статьи о локализации в Китае

5. Добавьте интеграцию с местными WeChat и Sina Weibo

Вместо ссылок на Facebook и Twitter (они в Китае не работают).

6. Разберитесь, как вы будете получать деньги

Самый распространённый вариант монетизации — покупка внутри приложения (платные приложения и подписки встречаются в Китае реже, чем демократические свободы). Для iOS действует стандартное деление прибыли 70/30, а в Android всё зависит от правил, принятых в отдельно взятом магазине. Пользователь может оплачивать покупки с помощью WeChat Pay, платёжной системы «Алибабы» AliPay, либо пластиковой картой. 

Разработчик приложения может интегрировать любую комбинацию этих способов оплаты в свой продукт. Гейм-девелоперам везёт меньше: они должны интегрировать SDK оплаты отдельно взятого магазина. Такой SDK как правило включает все обычные способы оплаты. Аналогичным образом обстоят дела с рекламными SDK: некоторые магазины требуют использовать их собственный набор средств разработки, который интегрирует ведущие рекламные сети.

7. Выберите рекламные площадки, чтобы увеличить неорганический охват 

Убедитесь, что ваш провайдер интегрирует как минимум 40 локальных рекламных сетей, которые вместе покрывают 80% iOS-трафика в Китае и обеспечивают необходимый трекинг для Android. Медиаплатформы, которые должны быть у вас на слуху: Tencent Social Ads, WeChat, Tencent Tui Ads. Также Toutiao (News Master), Baidu Baitong, Baidu Baiyi, Xiaomi, 360 Dianjing, Momo, Kuaishou, Ipinyou, Domob, Limei и Youmi. Чтобы обзавестись контактами представителей этих сетей, обратитесь в компании, которые присутствуют на китайском рынке уже несколько лет.

8. Делая сайт для приложения, вы наверняка столкнётесь с проблемами со связью

И дело не только в «Великом китайском фаерволе». Слабая инфраструктура в сочетании с огромными размерами страны и её удалённостью от серверов популярных хостинговых сервисов могут значительно увеличить пинг. Вы можете повысить скорость загрузки, если подключитесь к локальной сети доставки контента (CDN). Код сайта будет загружаться не с заокеанского сервера, а с местного. Учтите, что при этом в рекламном кабинете данные трафика будут разделены на код интерфейса и код приложения (первые кэшируются браузером, а вторые нет). Популярные CDN-сервисы в Китае: CloudFront, EdgeCast, Akamai.

9. Познакомьтесь с разработчиками, которые успешно вышли на китайский рынок или потерпели фиаско

И попросите их поделиться своими историями. Лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.

Читать по теме: Как выйти на западный рынок: история одной провалившейся кампании

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is


Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой