9 причин наших ошибок и как их избежать
Наш мозг придумывает разные приемы, чтобы облегчить себе жизнь. Многие решения мы принимаем «на автомате», экономя энергию, время и силы.

Но иногда автомат заклинивает и он срабатывает нам во вред. Как это происходит и что делать, рассказали авторы книги Nudge .

1. Привязка

Когда нам нужно вынести оценочное суждение, например, прикинуть расстояние между Казанью и Саратовом, мы пользуемся приблизительными величинами. Чтобы найти эту величину, требуется точка отсчета. Оценивая расстояние между городами вы, вероятно, сначала вспомните, сколько километров до Казани от вашего города, а потом попытаетесь понять, ближе или дальше находится Саратов.

Если точка отсчета выбрана правильно, результат будет близок к истине. Но если точка ошибочна, результат будет ложным.

Задав точку отсчета, легко повлиять на наши решения. Когда благотворительные организации предлагают пожертвовать 500, 1000 или 5000 рублей, мы жертвуем именно эти суммы, а не 100, 250 или 4000. Когда вам называют заоблачную цену на товар, а потом сообщают, что только сегодня он стоит в два раза дешевле, мозг отталкивается от первой цифры и вторая кажется ему выгодной.

Принимая решение, проверьте, к чему вы привязаны. —Источник

Подсказка 


Прежде чем что-то оценить, подумайте, к чему вы привязаны. Почему что-то кажется вам слишком большим, слишком маленьким или очень привлекательным? Найдите точку отсчета и проверьте, верна ли она.

2. Доступность

То, что доступно и заметно, кажется нам более вероятным. Пережив землетрясение, вы сочтете это бедствие более возможным, чем если прочитаете о нем в журнале. Недавние события провоцируют страхи больше, чем произошедшие давно. Хорошо известные риски, например, связанные с терроризмом, будут восприняты более серьезно. Те, что не на слуху, вроде загара или летней жары, мы можем проигнорировать. Информация об убийствах более доступна, чем о суицидах, поэтому все склоняются к ошибочному мнению, что таких смертей больше.
Подсказка
Прежде чем испугаться какого-либо события, обратитесь к официальной статистике.

3. Стереотипы

Черная кошка — к несчастью, наступить на колодец — к болезни, а правая пятка чешется к выигрышу. Люди склонны отмечать закономерности и проецировать их на случайные процессы. Например, если подбросить монету трижды и увидеть три орла подряд, можно усмотреть в этом закономерность. Но ее нет. И это станет очевидным, если подкинуть монетку еще 100 раз.Мы путаем колебания случайного характера и причинно-обусловленные закономерности. Так рождаются приметы и суеверия.
Подсказка
Если что-то вам кажется взаимосвязанным, подумайте, не может ли это быть простой случайностью.

4. Неприятие потери

Мы терпеть не можем терять своё. В одном эксперименте студентам вручили кружки с эмблемой университета. Затем владельцам кружек предложили продать их, а остальным студентам — приобрести. В результате продавцы запросили цену в два раза выше той, которую готовы были заплатить покупатели.Горечь утраты для нас сильнее, чем удовольствие от обретения нового. Иногда из-за этого мы отказываемся от перемен, которые в наших интересах. 
Подсказка
 
Когда вы не можете с чем-то расстаться, подумайте, какова объективная ценность этой вещи. Можете у кого-нибудь спросить. Возможно, вы слишком сильно за нее держитесь.

5. Стремление к стабильности

Мы любим, когда все остается как есть. Ученики занимают определенные места в классе, даже если учитель об этом не просит. Мы раз за разом покупаем один и тот же стиральный порошок, ходим к одному парикмахеру, не говоря уже о том, как сложно поменять работу или партнера.Стремление к стабильности часто работает против нас.Благодаря ему мы годами пользуемся дорогим, но привычным тарифом на мобильную связь, продолжаем получать ненужные рассылки, работаем на нелюбимой работе, лишь бы ничего не менять.
Подсказка
Подумайте, есть ли у вас привычки, мешающие экономить, жить более комфортно илибыть счастливым. Измените их прямо сейчас.

6. Фрейминг

Наше отношение ко многим вещам зависит от того, как они представлены. Например, мы по-разному реагируем на утверждения «90 из 100 живы» и «10 из 100 умерли», хотя их смысл идентичен. Продвигая идеи экономии энергии, исследователи протестировали два утверждения: а) пользуясь энергосберегающими технологиями, вы экономите 350 долларов в год; б) если вы не бережете электричество, то теряете 350 долларов в год. Вариант б, сформулированный с указанием убытков, оказался гораздо эффективнее, чем вариант а.
Мы готовы менять привычки, если понимаем, что они несут потери. —Источник

Подсказка 
Принимая важное решение, попробуйте переформулировать исходные данные с учетом выгоды и потерь. Ваш вывод будет более обоснованным.

7. Социальное влияние

Когда вы видите на экране смеющихся людей, то, скорее всего, тоже улыбнетесь (не важно, веселый фильм или нет). Зевота заразительна. Если двое живут вместе достаточно долго, то становятся похожи, потому что копируют мимику друг друга. Вот еще несколько примеров социального влияния.
  • Молодые девушки, которые видят своих сверстниц с детьми, забеременеют с большей вероятностью.
Ожирение заразно. Если лучший друг располнел, ваши шансы набрать вес увеличились.
  • Телеканалы подражают друг другу, демонстрируя повальное увлечение некоторыми передачами (например, реалити-шоу, ледовыми шоу или вокальными конкурсами).
  • Прилежание студентов университетов напрямую зависит от их круга общения.
Подсказка
Окружайте себя теми, на кого хотите быть похожим. Прежде чем что-то сделать, спрашивайте себя, действительно ли вы этого хотите или это влияние окружения.

8. Эффект прожектора

Нам всегда кажется, что на нас все смотрят. Если вы наденете костюм на мероприятие, куда остальные пришли в повседневной одежде, то решите, что вокруг посмеиваются и удивляются вашей чудаковатости.Люди обращают на нас гораздо меньше внимания, чем кажется.Исследователь Томас Гилович провел такой эксперимент. Он надел на студента футболку с большим портретом самого немодного певца и попросил провести с коллегами около минуты. После этого испытуемый должен был предположить, сколько человек в комнате узнали певца на футболке. Студент предположил, что их было 46%. В действительности только 21%. 
Подсказка 
Если на рубашке пятно или вы не успели помыть волосы, не волнуйтесь — скорее всего, этого никто не заметит.

9. Оптимизм и самонадеянность

Мы считаем себя выше, веселее и удачливее большинства. 90% водителей убеждены, что их навыки выше среднестатистических. Почти каждыйдумает, что его чувство юмора выше среднего. Все молодожены верят, что их брак не развалится, даже если знают, что каждая вторая пара разводится. Студенты верят, что им не грозит увольнение, инфаркт, рак или алкогольная зависимость. Гомосексуалисты преуменьшают риск заразиться СПИДом. Пожилые склонны занижать вероятность автомобильной аварии или тяжелой болезни.Курильщики верят, что вероятность рака легких и сердечных заболеваний у них ниже, чем у основной части некурящих.Мы считаем себя неуязвимыми, и это заставляет нас принимать неправильные решения. 
Подсказка: 
Берегите себя. Будьте внимательны. Принимайте правильные решения.

Только для читателей Cossa — скидка 30% на электронную книгу«Nudge» . Промокод: 1109mif. Действует до завтра, 12 сентября, 23:59 (мск).
По материалам книгиNudge
Обложка поста —pixabay.com

P.S. Понравилось? Подписывайтесь наполезную рассылку по бизнесу и маркетингу. Раз в неделю присылаем письмо про самую крутую новинку — с хорошими скидками только для своих.


Комментарии:

Ответить?

Самые интересные статьи, обзоры и размышления —
в рассылке!

Email *


Подпишись!


Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Twitter Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Twitter, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой