История о том, как мы giveaway хоронили.
Механика массовых розыгрышей в Instagram, кажется, умерла, но путь её был ярок и она достойна реквиема.

Есть в английском языке выражение "dead giveaway", которое обозначает какую-то явную улику, неопровержимое разоблачение. Так вот, ставшие такими популярными  гивы  свидетельствуют сами против себя. "Раздача слонов" в социальных сетях — явление старое и всем привычное. Но как и многие полезные когда-то начинания ныне оно доведено до абсурда и работает раз через сто. К концу 2016 года гивы превратились в массово-истерический инструмент. То ли Новый год в голову ударил, то ли любопытство побороло светлое и разумное во мне, но я решила поучаствовать в паре таких мероприятий в качестве спонсора. Каков главный итог? Я потратила уйму времени в разных чатах про гивы, рекламу в гивах, покупки и продажи аккаунтов,пабликов и прочую сопровождающие маркетинговые бумы атрибуты. Большая часть этого времени, честно признаюсь, ушла в пустую, на чтение этих самых чатов и понимание того, что толкового в этих бесконечных диалогах ничтожно мало.

Но вернёмся к сути. Если в ноябре и начале декабря гивы со знаменитостями были немногочисленны, выглядели достойно, организаторами выступали серьёзные, опытные и известные на медийном рынке личности, то к концу декабря началась вальпургиева ночь со всеми вытекающими. Трижды я чудом избегала сотрудничества с мошенниками, женская интуиция и деловое чутьё всякий раз помогали принять правильное решение. Гив с Сергеем Светлаковым, в котором организатор собрал деньги и испарился.  Затем какой-то активный студент собирал взносы на гив, потом долго откладывал запуск, да так и не запустил, последовав за первым активистом. Я чуть не влезла в дорогостоящий гив, который завис через две недели после анонса и судьба его мне до сих пор неизвестна.

По ходу поисков и всего этого общения я не раз натыкалась на довольно смышлёные схемы мошенничества со стороны "умельцев" инстаграма. Одни объявляли дополнительный сбор денег среди подписчиков, якобы гарантируя им попадание в списки победителей. Другие разыгрывали призы между собой, чего уж добру пропадать?! Третьи просили деньги за доставку, причём не всегда у выигравших.

Гивы стали делиться на гив со звездой, гивы "Дома 2", и таргетированные гивы. Чаты создавали впечатление, что кроме мамочек и беременных, другой аудитории в сети просто не существует? Сумбур, сжатые сроки, все хотели успеть, ухватить, урвать и вскочить в последний вагон уходящего поезда. Я с ностальгией вспоминала, с чего все начиналось. Сначала люди договаривались, делали посты-знакомства, рекомендовали аккаунты друг друга по бартеру, вкладывали в такое продвижение душу и ждали отдачи. Да, выхлоп не исчислялся тысячами подписчиков, но зато качество получаемой аудитории было на высоте. Потом решили дарить подарки, но не просто так, а за активные действия: репостыи рекомендации. В таких конкурсах было 5-6 условий, требующих конкретных и решительных действий от подписчиков: и друзей отметить, и репост сделать, а иногда ещё и творческое задание выполнить. И душа пела от того, как все старались: и организаторы, и участники. И к чему мы пришли сейчас?

Кто-то решил, что хочет всего и сразу и упростил процедуру до самого не балуй. О чём мы просим аудиторию? Бездумно нажать на 20-30 кнопок (аккаунтов спонсоров) и получить взамен деньги/телефон/семь телефонов/коляску... На что рассчитаны этигивы? На совесть подписчиков? На их любопытство? На чувство благодарности? На русский "Авось"! Все это идеально выразил мудрый и саркастичный человек в комментарии на фото ниже!

Лучший вопрос, который я услышала пока мы обсуждали проведение собственного giveaway, звучал следующим образом: "Как мы потом будем всем этим любителям халявы свои услуги продавать?!" Учтите, что появились и профессиональные участники гивов: те, кто отслеживает все раздачи слонов и планомерно подписывается, а потом так же скрупулёзно очищает свои аккаунт от этих лишних подписок. Продажи - главное, о чём должны думать спонсоры гивов. Думаете, есть смысл участия в розыгрыше, если в дни его проведения в вашем аккаунте будет нулевая активность? Многие из тех, кто подписался на участие в начале января, когда штатные копирайтеры и SMMщики в отпусках, серьезно прогадали. Ведь гив даёт шанс заинтересовать аудиторию и подсадить её на свой контент, на свои услуги. А если люди заходят в аккаунт и совершенно не видят обновлений, думаете, они не отпишутся от вас после окончания розыгрыша? Правда такова, что гив закончится и 90% подписчиков (в лучшем случае) уйдут. Обычно это происходит в течение недели, максимум двух. Поэтому, когда организатор обещает 20-50 тысяч прироста аудитории, мудрые спонсоры мысленно делят эту цифру надцатьи тем самым определяют свои реальные ожидания. В нашем случае обещание было около 30 тысяч подписчиков, но уже в конце первого дня после старта спонсоров охватила паника! После видео поста у звезды, под чьим знаменем мы проводили розыгрыш, пришло чуть больше 600 человек. В этот момент мы услышали голоса тех, кто стойко молчал и смотрел со стороны, пока мы готовились к старту. Кто-то ругался, кто-то предлагал все переделать, кто-то выдвигал рациональные предложения.

Что я могу сказать точно. Успех набора подписчиков зависит от организатора. Именно этот человек, собирая деньги, берет на себя обязательство собрать и аудиторию, разработать эффективный план продвижения и реализовать его. Стратегию стоит определенно обсудить на берегу, до самых мелочей. Если вы думаете, что 30 предпринимателей или блогеров легко договорятся между собой, вы ошибаетесь. Конечно, если все пойдёт хорошо, то и нужды договариваться не будет, но если что-то будет не так, то держитесь, друзья мои. Лучше заранее соломку подстелить.

О чем надо договариваться сразу:

1. Единое видение желаемой аудитории. Чем точнее определить ЦА, тем качественнее будет выхлоп. В конце концов, мы же ради заказов стараемся, не для цифры в профиле.
2. KPI для организатора. Количественные показатели и их гарантии. Идеально согласовать список пабликов и аккаунтов для рекламы. И не просто кивнуть, а провести хотя бы небольшой аудит с точки зрения полезности аудитории.
3. Смета. Расходы на рекламу должны быть прозрачны и детализированы.
4. График продвижения. Согласуйте время выхода рекламных публикаций и постов инфоспонсоров, а также форму отчёта организатора по завершении показа.
5. Дизайн картинок и тексты. Посты розыгрыша, как официальные, так и рекламные, посты спонсоров должны быть оформлены в едином стиле. К слову, размещайте информацию о времени проведениягиванепосредственно на флагманских иллюстрациях.

Я верю, что можно добиться достойного охвата с довольно скромным бюджетом, если ставить перед собой реальные цели. Делайте ставку на инфоспонсоров. Кто-то верит в эффективность лишь больших пабликов, в которых более 700 тысяч подписчиков, и в чудо крупных блогеров, у которых от 300 тысяч подписчиков. Но такие аккаунты взяли себе за моду накручивать показатели, покупать ботов и комментарии, чтобы создать видимость эффективности размещения у них рекламы. Да и вслед за звёздами, многие из них повысили цену за пост в 2-2,5 раза. Земля полнится слухами, как и мир гивэвеев. Кому платить и сколько, на какую лошадку (звезду) ставить. Каково соотношение цена/качество? 400 рублей за пост в паблике - это много или мало? Или все, что дешевле 8000 рублей вообще в расчёт принимать нельзя? Профанация и игра в рулетку? Те, кто привык зарабатывать каждого подписчика потом и кровью и борется за проценты вовлечённости, не хотят количество, но ждут качества. Им важнее процент отписавшихся после окончания розыгрыша, а не число подписавшихся за время проведения. Они понимают, что эти несколько дней - шанс человека зацепить, удержать, продать ему свои услуги и активно этим занимаются. Другие, привыкшие полагаться на массфоловингмасслайкинг и прочие накрутки, сидят и ждут чуда. Вот сейчас набегут орды желающих подписаться и никогда уже их не покинут. Но это всего лишь иллюзия.

Для того, чтобы повысить эффект от конкурса необходимо следующее:

1. Хотя бы раз в день делать пост у себя на страничке на протяжении всего конкурса.

2. Напоминать участникам о времени до окончания розыгрыша: осталось 20 часов, 8 часов, 4 часа.

3. Контролировать организатора.Стоит делать взаимные репосты с другими гивами. Для этого существуют специальные чаты.

4. Разыгрывать несколько призов. Мы раздали три  денежных приза  от имени звезды по 30000, 20000 и 10000 рублей в разные дни, а ещё отдельные подарки от каждого спонсора. Чаще всего, это были консультации, но иногда и предметы. Хороший способ продемонстрировать свои услуги.

5. Конкурс должен длиться хотя бы 6-7 дней.

6. Размещать рекламу нужно в топовое время. Время может отличаться для разных аккаунтов. Не забывайте, что и в разные дни недели люди заходят в сеть в разное время.

Что ещё добавить? Сами  гивы  раздражают мыслящих людей. Будьте честнее. Не стоит прикрывать свои корыстные цели эмоциональными обещаниями. Читатели вашу ложь чувствуют за версту! Не надо и просто просить подписаться. Расскажите о себе немного, дайте людям дополнительный повод полюбить вас, обратитесь к их сознанию, а не к рефлексам. Готовьтесь к тому,что гив может привести к спаду продаж. Зачем тратить деньги, если есть шанс получить услугу или товар бесплатно? Подумайте, чём вы готовы рискнуть? Каков ваш порог стоимости одного подписчика? А одного клиента? Мысленно приготовьтесь к провалу.

Анализируя свой опыт участия вгивах, ответственно заявляю, что я наигралась и возвращаюсь к более сложным схемам. На днях товарищеский пост в небольшом бизнес сообществе принёс мне 200 человек и 5 клиентов, трое из которых уже оплатили заказ. От гива я такого результата не получила. А ещё точно пора придумывать что-то новенькое, надеюсь, 2017 год будет щедр на идеи.


Комментарии:

Ответить?

Самые интересные статьи, обзоры и размышления —
в рассылке!

Email *


Подпишись!


Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Twitter Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Twitter, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой