Как меняются люди под воздействием медиа?. Читайте на Cossa.ru

15 марта 2012, 14:10
12

Как меняются люди под воздействием медиа?

Cossa.ru публикует серию материалов Дмитрия Соловьева о поведении человека в социальных сетях. Лекция была прочитана студентам Британской Высшей Школы Дизайна. Автор обращает внимание на то, что работа не претендует на научный статус. В этой части рассмотрены изменения, произошедшие в способах восприятия человеком мира и информации.
Как меняются люди под воздействием медиа?

Как меняются люди под воздействием медиа?

Маршал Маклюэн (1911–1980) изучал, среди прочего, то, как медиа меняют людей и мир.

Вот две основы, которые он выделяет:

1. Расширение

Смысл любого инструмента — расширять возможности человеческого тела. Охотничий лук увеличивает возможности охотника. Машина расширяет способность к передвижению. Речь расширяет возможность чувств — с помощью историй можно сохранять воспоминания и вызывать рассказом эмоции. Телефон расширяет способность речи. Социальные медиа расширяют душу человека. Маршал Маклюэн назвал бы это нервной системой. С приходом человека в интернет, его нервная система вышла за пределы человеческого тела. Теперь она находится вне тела человека.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

2. Принцип взаимовлияния

Человек придает форму инструменту, в ответ инструмент изменяет человека. Люди сделали сотовый телефон, — изменил нашу речь, ритм жизни и возможности перемещения.

Расстройство структуры времени

С приходом интернета психологи замечают у людей расстройство, называемое «расстройством структуры времени». Если раньше распорядок человека определялся световым днем, то сейчас время зависит от поступаемой информации. Маршал Маклюэн говорил, что, с появлением электрического света, пространство вокруг людей перестроилось, люди ушли от ритмов дня и ночи, появился как бы новый мир, новые связи и возможности.

Если до изобретения электричества люди ложились спать, когда сядет солнце, то, с приходом интернета, люди ложатся спать, когда закончатся новости в ленте, или они закроют браузер.

Интернет деформировал и, можно даже сказать, убил время. Время стало находиться в прямой зависимости от потребляемой информации. Если в ленте один человек, чтение обновления займет пять минут, а если сто человек, то всю ночь.

Расстройство структуры информации

Кроме «расстройства структуры времени», у современных пользователей еще возникает «расстройство структуры информации». Сейчас люди начали потреблять большое количество небольших квантов информации, и меньшее количество больших текстов. Иногда у них появляется желание пропустить большой абзац. Зная об этом, западные интернет-СМИ иногда пишут абзацы, состоящие из одного предложения.

Твиты против книги

Маленьким квантом информации сложнее, или даже иногда практически невозможно передать сложный смысл.

Распределение информации в социальной сети

Cверху — последовательный способ передачи информации, снизу — пример, как информация передается в социальной сети. Маленькие кванты информации от различных источников перемешаны между собой. Информацию в интернете пользователи получают маленькими порциями. В сети идут миллионы обрывков текста и картинок. Все меньше становится больших структурированных историй.

В связи с этим, сознание вынуждено связывать непоследовательные кванты информации в одну историю. Тем самым доделывать дополнительную работу на монтаж, когда могло бы потратить ее на извлечение смысла. Мозг вынужден совершать дополнительную работу связи обрывков в единую ткань.

Профессор Сьюзан Гринфилд:

В сети существует возможность потери навыка мыслить последовательно, структурно. В интернете отсутствует хронологическая последовательность. Потому что, если вы знаете много вещей, но не проделываете мыслительную работу для того, чтобы их друг с другом связать, они остаются разрозненным набором фактов.

Последствия квантования информации

1. Смыслы сократились
2. Сознание вынуждено совершать дополнительную работу на монтаж.

Расстройство причинно-следственных связей

Психологи отмечают, что из-за длительного пользования социальными сетями люди отвыкают делать долгосрочные выводы и нести ответственность за свои поступки — потому что не видят связи между делами и сообщениями. Когда в мозг поступает много разрозненной неструктурированной информации, человеку сложно делать выводы, потому что приходится собирать отдельные части и формировать в истории. Мозг начинает лениться — зачем думать самому, если можно подождать комментария или нового поста. Зачем делать выводы, если этот пост сейчас уедет вниз, и можно переключить свое внимание на новое сообщение.

Арка истории

Сценарии, истории, статьи строятся на основе трехактной структуры. У любого произведения есть начало, середина и конец. Такая структура носит название «арки истории».

Психологи отмечают, что мозг человек испытывает удовольствие и облегчение, когда попадает в «арку истории». Информация воспринимается проще, когда сознание ясно чувствует структуру истории.

Когда мозг попадает в арку истории, он расслабляется, его ведут, он не тратит энергию на монтаж, а только на извлечение смысла.

В «арке истории»:

1. Видны причинно-следственные связи.
Читатель ясно видит и понимает, что герой на сотой странице книги женится, потому что на первой решается выйти на битву с драконом.

2. Не тратится энергия и время на монтаж истории. Из-за этого мозг получает удовольствие и испытывает облегчение.

Сериальная культура работает с перераспределением человеческого внимания. Время, в течение которого человек способен удерживать его на чем-то одном, сокращается, зато растет количество таких объектов и общее время, которое человек в итоге проводит за их потреблением.

Справа — лента ЖЖ. Сообщения больше по объему и внутри себя имеют структуру, облегчающую восприятие. И каждое сообщение несет больше единиц смысла, чем обрывки или надводные айсберги в социальных сетях. Справа — лента разношерстных сообщений в социальной сети.

Потребляя информацию, не связанную между собой, человек может впасть в информационный транс.

Мозг испытывает облегчение, когда входит в арку истории. Чтение историй выводит из транса.

Вывести мозг из транса можно, предложив человеку в потоке лоскутков структурированное сообщение. Мозг входит в структуру сообщения, испытывает психологическое облегчение и выходит из транса. А человек выходит из интернета.

Если целый день пролистывать ленту в ВКонтакте или в Facebook, будет очень сложно остановиться. Выйти из дурной бесконечности поможет, например, просмотр очередного ролика «Гражданин поэт» или другой осмысленной истории — ролик имеет начало, середину, конец, оформленную мысль и смысл.

Расстройство целей

Новостная лента дезориентирует пользователей интернета, у которых нет сложившегося взгляда на происходящие события и личного понимания, куда и зачем он движется.

Как разноцветные магниты, сообщения от разных источников дезориентируют пользователя в смысловом пространстве, тогда как арка истории ведет точно к цели, проводя через необходимые этапы.

Планирование — один из примеров работоспособности структурированной информации. Когда человек знает верстовые столбы в пути, знает куда идет, его сложно сбить сторонним смысловым потоком. Пример — политический пиар в СССР, пятилетки в СССР.

В психологии существует целое направление- лечение историями. Людей учат правильно воспринимать и сочинять истории, в результате чего у человека тренируется способность мыслить последовательно и находить смыслы.

Кларисса Пинкола Эстес — психоаналитик юнгианской школы и кантадора (потомственный рассказчик-профессионал) латиноамериканской традиции — автор книги «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях», одной из основных книг в юнгианской традиции, рассматривающих архетип женщины.

Одно из направлений деятельности Клариссы Эстес — «терапия историями».

Одно время ее радиопередачи транслировались в «горячие точки» по всему миру.

Сказки — это лекарство. Они владеют мною с тех пор, как я услышала свою первую сказку. Они обладают целительной силой, не заставляя нас делать, быть, действовать — достаточно просто слушать их.

В сказках содержатся средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную душевную пружину. Сказки рождают волнение, печаль, вопросы, стремления и понимание, которые спонтанно поднимают на поверхность нужный архетип.

Мы входим в сказку через дверь внутреннего слуха. Когда рассказывают сказку, звучание ее слов затрагивает слуховой нерв, который пересекает основание черепа и входит в ствол головного мозга пониже варолиева моста. Оттуда слуховые импульсы передаются наверх, в сознание, или, как утверждают некоторые, в душу — в зависимости от отношения, с которым вы слушаете.

Как люди стали историями

По наблюдению Василия Гатова и Ильи Осколков-Ценципера в лекции «Влияние Сократа на современные медиа» все люди стали медиа.

Раньше, чтобы вещать на большую аудиторию, нужен был печатный завод. С развитием социальных сетей каждый человек стал медиа.

Социальные сети так изменили людей, что пользователи интернета стали живыми историями. Люди сами стали сериалами самих себя.

Медиарежиссер — новая профессия

Василий Гатов и Илья Осколков-Ценципер в лекции «Влияние Сократа на современные медиа»:

У всех на глазах рождается новая профессия — медиарежиссер. Человек, способный растянуть коммуникацию сразу на все медиа, каналы и выдавать ее нужными порциями (по содержанию и количеству), чтобы добиться выполнения задачи. Вкладывать в короткие сообщения большие пласты информации, создавать запоминающиеся мемы и мифы.

Сериалы

Люди в социальных сетях следят за сериалами, которые происходят с их друзьями или брендами.

Артемий Лебедев всю свою студию превратил в сериал. Одно время, когда Норвежский Лесной вел пресс-службу, новости о происходящем в закулисье Студии, которые он писал каждый день, были популярнее, чем страницы с работами студии.

Сейчас Николай Данилов ведет на сайте Студии рубрику «Фото дня» — тоже своеобразный сериал. В этом году на сайте у Лебедева появилась новая рубрика «Стрипы» — короткие комиксы, которые каждый день рисуют сотрудники Студии.

В 90-е Лебедев создавал виртуала Катю Деткину и вел от ее имени сериал. Катя писала гневные рецензии на все новые сайты, кроме сайтов, созданных самим Лебедевым. Потом Тема сообщил, что она умерла и все расстроились.

Узнать себя в новой роли

Все люди стали выходить в информационное пространство маленькими сериями. Человек стал квантоваться в социальной сети, показывая разные стороны своей жизни.

Человек может эффективно строить свою жизнь, если он понимает себя, свое назначение, свою форму, свое тело. Новое тело в социальной сети — тело сериала.

Если человек будет понимать, как строятся истории и как они развиваются, то он будет эффективно действовать в новой среде жизни. Иначе — будет топтаться на месте.

Потребность историй

У людей возникла реальная потребность историй. Коротких, цельных рассказов, с началом, серединой и концом. Этот жанр всегда будет популярен, потому что он облегчает работу мозга и ведет человека.

Самопознание

С приходом в интернет человек стал сериалом, он стал квантоваться в пространстве.

Причем человек не показывает себя целиком, а являет различные стороны своей личности, часто не всегда истинной, а поверхностной. Иногда человек действует от лица маски роли.

Чтобы гармонично развиваться, надо понимать, что личность и профиль — это разные структуры. Понимание законов развития драматических историй позволит человеку не топтаться на месте, а двигаться и развиваться.

Вывод

В интернете информация подается маленькими порциями — квантами информации, перемешанными между собой.

Человеку приходится затрачивать дополнительную энергию на монтаж кусочков в одну историю, тогда как эти время и энергию он мог потратить на извлечение смысла.

Из-за длительного пользования социальными сетями люди отвыкают делать долгосрочные выводы и нести ответственность за свои поступки — потому что не видят связи между сообщениями.

Структурированные сообщения строятся на основе «арки истории» и имеют начало, середину и конец. Попадая в «арку истории» мозг испытывает облегчение и удовольствие. Подобные истории могут дать человеку облегчение, и восстановить возможность мыслить последовательно.


Читайте первую часть серии материалов Свойства интернета. Интернет как нефизический мир

Читайте вторую часть серии материалов Потребности и поведение людей в социальных сетях. Теория «лайков»

Читайте третью часть серии материалов Почему людей притягивают социальные сети

Читайте четвертую часть серии материалов Интернет-зависимость. Чем отличается личность от профиля

Читайте пятую часть серии материалов Принципы общения в социальных сетях

Читайте седьмую часть серии материалов Медиаскетизм как новая эмоция. Внимание в интернете

Читайте восьмую часть серии материалов Смех и мемы в социальной сети

Читайте девятую часть серии материалов Самовыражение в социальных сетях и новый формат истории

Читайте десятую часть серии материалов Идеи для стартапов будущего

Читайте одиннадцатую часть серии материалов Различие Facebook и ВКонтакте с точки зрения теории Маклюэна

Читайте двенадцатую часть серии материалов Как в интернете реализуются потребности людей

Читайте тринадцатую часть серии материалов Метод архетипов в брендинге

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

Интересно. Спасибо.
Очень интересная концепция "арки истории". Не подскажете, где об этом можно дополнительно почитать (Google поиск не дал ни одного результата)? Рассуждение об этой арке мне напомнило размышления о том, что такое интерфейсы взаимодействия в сети и как и нужно проектировать.

- Так, на странице всегда нужно показывать главное, второстепенное и третьестепенное, давая человеку понимание, с чего начать просмотр
- В программировании сценария поведения важно сразу показать первый и последний шаги, чтобы человек сразу же видел всю цепочку необходимых действий

Подобное струкртурирование пространства позволяет человеку совершать осмысленные и качественные поступки, переводит его из состояния наблюдателя в состояние дейсвтующего субъекта.
Концепция арки повсеместно используется в сторителлинге. Подробнее можно узнать тут:

Александр Гордон. Теория конфликта (1 и 2 часть)
http://tvrain.ru/teleshow/lectures_on_the_rain/aleksandr_gordon_teoriya_konflikta_chast_
1-97623/
http://tvrain.ru/teleshow/lectures_on_the_rain/aleksandr_gordon_teoriya_konflikta_chast_
2-97628/

Елена Овсянникова. Как написать первый киносценарий.
Старший менеджер сценарного агентства Cinemotion SA рассказывает о структуре
истории, арке героя и процессе работы над сценарием.
http://theoryandpractice.ru/videos/234-kak-napisat-pervyy-kinostsenariy

Кино между адом и раем. Александр Митта.
Не сколько про кино, сколько про структуру любой драматической истории.
http://www.ozon.ru/context/detail/id/5411221/
ВНИМАНИЕ!!! кто хочет получить скидку 60% на "TOP-CLASS INTERNATIONAL" и лично познакомиться с Алистером Фростом, ждём для него ваши вопросы на тему: «Маркетинговая стратегия для мира Digital»! Присылайте вопросы сюда - http://www.facebook.com/TopClassInternational, либо на e-mail: pr@somar.ru
Очень интересная статья. Прочитал почти всю серию материалов, нахожу много полезного для себя. Спасибо
- 0 +
"Справа — лента разношерстных сообщений в социальной сети" - исправьте (справа).

Спасибо за статью! Я пишу работу по нелинейным нарративам в массовой культуре и хотела попросить Вашего совета: что Вы посоветуете почитать более подробно про расстройство структуры времени и причинно-следственных связей? Можно на английском.
Спасибо ещё раз.
- 0 +
1. Нынче #книги стали как #твиты.
2. #Целостность как таковая всегда была проблемой, а не только теперь.
3. Способность создавать большие #нарративы в наличии не у каждого человека, опять же - так было всегда.
4. #Итог: нынче мы имеем возможность наблюдать все то, что и было, но эмпирически прозрачно.
Структура текста, а особенно вывод в конце, заставили меня улыбнуться)) И спасибо, благодаря коротким абзацам - я смогла дочитать статью)
- 0 +
От чтения статьи постоянно отвлекал красный баннер справа.
Масс-медиа объединяет людей. Когда во время второй мировой войны исполнялась песня Лили-Марлен, то на фронте останавливалась перестрелка. На прекращение холодной войны и предотвращение горячей не меньшую роль, чем все международные соглашения сыграла битловское Yesterday.

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is


Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой