SMM-агентство SMMashing Media
23 мая 2016, 10:00
7181
8

«Мегамозг» Рунету не нужен, или Почему не взлетают хабраклоны

Комментируем закрытие «Мегамозга» «Хабрахабром».

«Мегамозг» Рунету не нужен, или Почему не взлетают хабраклоны

На днях «Хабрахабр» объявил о закрытии проекта «Мегамозг», в который полтора года назад была выселена «менеджерская» часть «Хабра».

Очевидно, что проект «не пошёл». На «Мегамозге» не было и половины того обаяния, которое привлекало людей на изначальный «Хабр».

Но почему? Почему не удалось просто взять уже сложившуюся аудиторию «управленцев» и переселить её на новый домен?

Возможно, что вопрос шире. «Хабр» — это проект с совершенно особым механизмом взаимодействия пользователя и площадки. Воплощение уже подзабытой идеологии Web 2.0, которая, как когда-то, казалось, вот-вот изменит интернет до неузнаваемости.

И успех «Хабра» породил волну бесчисленных «хабраклонов» — проектов, пытавшихся использовать строго те же механики — голосования за всё подряд, «карму» и пр. Родилось даже несколько специализированных CMS, заточенных именно под такие проекты.

Однако ни один из этих проектов успеха «Хабра» не повторил. Медийное пространство пошумело-пошумело, но вернулось к базовым и очень примитивным механикам.

Более того, прочие проекты «Тематических медиа», эксплуатирующие идею самоуправляемых сообществ, в большинстве своём «не выстрелили».

В чём же дело? «Хабр» — уникальный случай, и модель не масштабируема в принципе? Тупиковая ветвь медиаэволюции?

Мы спросили об этом коллег по медиарынку и ещё добавили от себя:



Даниль Хасаншин

Digital director MAXIM, ELLE, «Вокруг Света»

Это был хороший и правильный эксперимент. Они молодцы, что не боятся признавать неудавшиеся эксперименты и делают это публично. Это рабочая рутинная тема, ничего интересного.



Алексей Пономарь

Lifehacker.ru, руководитель

Масштабирование успеха — вполне логичный шаг для любого бизнеса, рискованный и не всегда удачный. Особенно сложно «почковаться» медиапроектам, ведь приходится дробить не только аудиторию, но и собственную команду. В результате страдают все.

«Мегамозг» был смелым экспериментом по выходу на новый сегмент аудитории, но, по всей видимости, эта аудитория оказалась не такой интересной, как предполагалось. Закрытие — вполне естественный этап этого эксперимента. Отдельный респект «ТМ» за то, что они закрыли его так гладко.

Безусловно, «Хабр» — уникальное явление, которое невозможно повторить копированием хотя бы потому, что в Рунете нет ни острого запроса на «другой „Хабр“», ни людей, которые готовы инвестировать в его создание на протяжении многих лет. Говорить о тупиковости самого «Хабра» не приходится, поскольку он остаётся одним из самых успешных нишевых медиа с уникальным коммьюнити и четко сегментированной аудиторией (то есть весьма привлекательным для рекламодателей).



Александр Лашков

Сооснователь медиахаба Rockin’Robin

Мне представляется, что повторить успех «Хабрахабра» его издателю, компании «ТМ», не удается потому, что в какой-то момент проект в хорошем смысле вышел из-под контроля. Сообщество довольно эффективно научилось жить в условиях самоуправления — изначально внедренные механизмы вроде кармы и рейтинга имели свои минусы, но решали задачу продвижения талантливых авторов и отсеивания тех, кто пишет неинтересно.

Проблема в том, что превратить уникальное сообщество в бизнес-проект оказалось не так просто. Администрация «ТМ» находится в условиях, когда необходимо проект монетизировать и наращивать финансовые показатели, но сама аудитория такова, что она может генерировать интересный контент, но не очень хорошо монетизируется. В итоге возникает конфликт интересов издателя и пользователей.

ИТ-специалисты, вокруг которых строился «Хабр», интересуются нужными им вещами, им сложно продать что-то еще — поэтому, к примеру, многие из них не любят публикации из корпоративных блогов, в которые допускают все больше компаний, не связанных с технологиями.

Пользователи консервативны и воспринимают в штыки многие новые идеи и проекты создателей «Хабра». Поэтому не полетел «Мегамозг» — хардкорные айтишники были рады, что таких статей на «Хабре» не стало, и ходить на новый сайт не захотели, а небольшая прослойка тех пользователей, кто интересовался темами менеджмента и маркетинга, не смогла стать фундаментом для успеха нового ресурса. К тому же там работала редакция, и, на мой взгляд, с ее стороны можно было добиться бо́льшего — видимо, тут сотрудники «ТМ» больше понадеялись на самих пользователей, которые должны были генерировать контент. Но так не получилось.

Что касается «Гиктаймс», то проект довольно успешен в плане посещаемости, однако его тематика крайне размыта, поэтому до сих пор непонятно, почему те или иные разделы находятся там, а не на «Хабре». Предположу, что такая нестабильность не лучшим образом отражается и на настроениях корпоративных пользователей — многие из них потеряли возможность писать на «Хабр» после разделения его на три ресурса, теперь некоторые из них адаптировались к нововведениям «Мегамозга», а ресурс уничтожен и влит обратно в «Хабр», нужно будет заново адаптироваться.

На мой взгляд, повторить успех «Хабра» почти невозможно, поэтому нужно по минимуму трогать этот ресурс, изучая настроения аудитории и пытаясь предлагать им небольшие изменения, которые могли бы сделать сайт удобнее и помочь решить задачу монетизации. А масштабные проекты и изменения его аудитория не любит и не оценит.



Алексей Аметов

Сооснователь/владелец Hopes And Fears, издатель/шеф-редактор The-Village.ru, сооснователь Look At Me

К сожалению ничего кроме «Хабрахабра» у «Тематических Медиа» не полетело. Дело в том, что нельзя просто так взять и создать комьюнити. Для образования комьюнити нужно около года и немного магии. Где-то магия возникает, а где-то — нет. В «Хабре», dirty, sports.ru это есть. В Look at me — была. Но во многих местах ее попросту нет.



Андрей Коновалов

И.о. главного редактора в Cossa.ru

Для меня история «Хабрахабра» — это история одного удивительного заблуждения. Не случайно у проекта было столько подражателей — все вокруг, включая самих издателей, думали, что «Хабр» так мощно стартовал из-за своих удивительных и инновационных механик самоорганизации.

Простая логика подсказывала — раз это такие волшебные штуки, то можно взять любое другое сообщество, дать людям возможность голосовать за карму, топики и комментарии — и успех обеспечен. И уже совсем скоро кругом будет один сплошной «Хабр», нужно только успеть в этот поезд впрыгнуть.

Почему не получилось «Хабр» клонировать? Теперь-то уже понятно. Дело было вовсе не в голосовании за рейтинг, а в самом сообществе. У айтишников не было такого проекта — и они его получили. С прикольными и интересными для них, айтишников, примочками. Отсюда и энтузиазм и активная самоорганизация.

А когда вы приходите к другим людям и говорите: бросайте насиженные форумы и бложики, вот вам новый проект, тут вы сможете сливать чужую карму, а в ответ будут сливать вашу — люди не впечатляются. Инструменты самоуправления не имеют самоценности, они лишь помогают организовать сообщество, в этих инструментах заинтересованное.

Поэтому «Хабр» так и останется единственным в своём роде. И детей у него больше не будет.

Комментарии:

- 0 +
Возможно проблема в том, что не гиков не стимулировали писать. Вот менеджер пришел - почему он должен писать именно на Мегамозге? Ну и плюс - ТМ все же не сумели сделать Мегамозг настолько посещаемым, чтобы там было интересно публиковаться. Тысячу просмотров можно получить и в фейсбуке том же.

Хабр отличается концепцией. Это - гики. Товары и услуги для них - понятны. Рекламодателям в первую очередь понятно это. А Мегамозг - чем он лучше одного из многочисленных сайтов для менеджеров? Вот эту ценность и не донесли.
Ответить
Не нужно плодить сущностей. Жадность заставила нарушить это правило.
Ответить
- 0 +
Denis Kryuchkov #
27.05.2016 13:34
Благодарю коллег и участников рынка за комментарии. Стоит пояснить, что один из "хабраклонов" - это уже 1/2 Хабра по многим показателям. Я имею в виду Гиктаймс, которому всего 2 года. Его текущая месячная аудитория - 3,3 млн уникальных пользователей в месяц. Это больше, например, чем суммарная аудитория проектов LookAtMedia, представитель которого сожалеет, что у нас ничего не полетело. Следуя этой логике, в LookAtMedia тогда вообще ничего не происходит.

В целом у наших контент-проектов сейчас такие аудиторные показатели:

Хабрахабр - 6,7 млн уников/мес
Гиктаймс - 3,3 млн уников/мес
Тостер - 1,7 млн уников/мес
Ответить
Денис, спасибо за комментарий.
Не буду говорить за всех, но лично я, рассуждая о "не взлетающих хабраклонах", имел ввиду в первую очередь широкий спектр проектов, пытавшихся использовать те же механики. Их сотни было, различных. Среди ваших проектов это Мегамозг и Автокадабра.

Что же до Гиктаймса, то тут всё сложнее - всё-так это не столько "хабраклон", сколько удачная трансплантация части аудитории на новую площадку.
Ответить
- 0 +
Denis Kryuchkov #
27.05.2016 15:35
Geektimes - это хабраклон?
Ответить
Не знаю, честно. Чистый хабраклон - это сайт, пытающийся копированием механики достичь успеха на своей, совершенно отдельной аудитории. На бухгалтерах, например.

Geektimes - это удачное разделение ядерной аудитории на две площадки. Т.е. это не "клон", а ответвление, масштабирование проекта, изначально опиравшееся ровно на ту же самую специфическую аудиторию.

В общем, нет, Geektimes - не хабраклон. А Мегамозг - таки да, т.к. пытался адресоваться к аудитории, сильно не совпадающей с ядром Хабра.
Ответить
- 0 +
Denis Kryuchkov #
31.05.2016 23:07
Если Geektimes не хабраклон, тогда заголовок вводит читателей в заблуждение.
Ответить
- 0 +
Denis Raguzov #
29.05.2016 23:00
Потому что %уйня это карма, которая у 80% отрицательная и которая затыкает рот.Кроме %удаков и задрортов, срущих в неё это нахрен никому не надо, как говорил PapaBubaDiop https://habrahabr.ru/article/301966/#comment_9630450 , люди любят свободные площадки.
Ответить
Ответить?
Реклама

Самые интересные статьи, обзоры и размышления —
в рассылке!

Email *


Подпишись!


Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Выбирай любой вариант входа:
Facebook Twitter Vkontakte

Используйте свой аккаунт в социальной сети Facebook или Twitter, чтобы пользоваться сайтом

Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой