Как Facebook собирается завоевать Россию. Читайте на Cossa.ru

Как Facebook собирается завоевать Россию

Менеджер по развитию Facebook в России, Восточной Европе и Корее Ангела Цэ (Angela Zaeh) 24 июня выступила на форуме «Медиа будущего» в Москве. Накануне Ангела рассказала «Ленте.ру» о планах скорейшего завоевания России, отношении Facebook к локальным подражателям вроде «ВКонтакте», а также о том, может ли социальная сеть спровоцировать революцию.
Начнем с форума «Медиа будущего», к которому приурочен ваш визит? Чего ждет от этого мероприятия Facebook?

Ангела Цэ: Очевидно, что Facebook является платформой для обмена медиа-контентом. Мы не считаем себя провайдером контента, но мы предоставляем платформу, с помощью которой пользователи могут им обмениваться, а также комментировать и принимать участие в его обсуждении. Кроме того, многие медийные компании и контент-провайдеры используют Facebook для распространения собственного контента. Поэтому мы активно участвуем в дискуссиях о текущей ситуации на медиарынке и его будущем.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Отслеживает ли Facebook какие-то тренды, статистику по цитируемости различных средств массовой информации? Ведь многие участники социальной сети делятся с друзьями ссылками на новости...

У нас нет собственной статистики о том, что именно наши пользователи публикуют в Facebook. Нам известно о существовании некоторых сторонних сайтов и приложений, которые анализируют страницы Facebook и собирают информацию о том, чем делятся между собой пользователи и какие страницы особенно популярны. В качестве примера могу привести Socialbakers. На данном ресурсе присутствует некоторая аналитическая информация, которая, впрочем, не всегда является точной. Многие крупные медийные компании представлены на Facebook и интегрируют социальные плагины в свои сайты. Это справедливо и для российского рынка. Начиная от «Вестей», заканчивая «Афишей», Look At Me и каналом MTV.

Какие существуют различия в способах подачи информации между Facebook и традиционными СМИ?

На мой взгляд, основное различие заключается в том, что Facebook — медийная платформа, которую формируют сами люди. Пользователи получают информацию непосредственно от своих друзей. В этом и заключается основное отличие. Публикуемый контент соответствует интересам пользователей, так как он распространяется и комментируется их друзьями. Это ресурс, которому доверяют, так как обмен информацией происходит из уст в уста.

Получается, отслеживая вещи, которыми люди делятся со своими друзьями, можно выделить наиболее важные для общества темы....

Да. Однако до настоящего момента мы не проводили подобный анализ. Мне кажется, что это очень индивидуально. Когда я просматриваю свою ленту новостей, я вижу определенные темы, которые актуальны для меня на сегодняшний день. То есть процесс протекает на индивидуальном уровне. А консолидацией и выделением наиболее обсуждаемых тем для общества мы не занимаемся.

В России активно обсуждается тема революций в арабских странах, в которых важную роль играла коммуникация через Facebook. Ощущаете ли вы опасения со стороны российского правительства и или каких-то влиятельных людей в отношении Facebook?

У нас как раз сегодня с утра был интересный разговор на эту тему. Я считаю, что Facebook это платформа для личного общения между людьми, а никак не инструмент, который способен спровоцировать революцию или что-то подобное.

Но ведь Facebook является средством массовой информации, которое государство практически не в состоянии контролировать...

Facebook выступает в роли платформы, при помощи которой люди имеют возможность делиться информацией друг с другом. При этом правительственные структуры тоже используют Facebook для общения с гражданами. Президенты, публичные фигуры и министерства используют Facebook для получения обратной связи от населения и распространения информации. Уже есть достаточно интересные примеры подобных коммуникаций. Например, в Индии дорожная полиция Дели публикует в Facebook информацию о пробках на дорогах, а армия пытается привлекать пользователей на службу.

Социальная функция социальной сети?..

Да (улыбается).

Кстати, с выходом на экраны фильма «Социальная сеть» популярность Facebook в России значительно возросла. Подтверждает ли это ваша статистика?

Этот фильм формально не имеет никакого отношения к Facebook, но его выход породил множество дискуссий о нашей сети и повысил степень интереса к ней. В какой-то степени это способствовало росту, хотя мы и без этого обладали хорошей динамикой.

Какие у Facebook планы по расширению своего присутствия в России?

За последние год-полтора нам удалось вырасти на локальном рынке практически с нуля до пяти миллионов пользователей. И мы видим, что подобный стремительный рост продолжается. Наша аудитория расширяется за рамки тех пользователей, у которых есть друзья или профессиональные контакты за рубежом. Facebook набирает популярность среди активной молодежи в разных регионах страны.

Рост числа пользователей осуществляется за счет того, что люди приглашают друзей, а они, в свою очередь — своих друзей. Поэтому мы ожидаем, что число пользователей удвоится в самом ближайшем будущем. Также этому способствует запуск разнообразных сервисов и функций, адаптированных под нужды и интересы российских пользователей, как например, сервис «Места», сервис вопросов и ответов, появление возможности добавить имя на русском языке, запуск таргетинга по городам для проведения рекламных кампаний — одни из немногих, но наиболее интересных последних новвоведений, которые призваны ускорить и облегчить общение в социальной сети.

Тем не менее, сравнивая Facebook с локальными игроками, такими, как «ВКонтакте» и «Одноклассники», можно заметить, что ваша доля в России пока невелика. Что вы думаете о сети «ВКонтакте», ведь она использует множество функций, которые фактически были скопированы с Facebook?

В любой отрасли есть первопроходцы и те, кто их копирует. Как показывает практика, копирование чужих идей является не самой лучшей моделью ведения бизнеса. Мы фокусируемся на внедрении различных инноваций, стараемся, чтобы наша платформа была самой лучшей на рынке, и считаем, что это принесет нам успех в долгосрочной перспективе. Я раньше работала в Германии, где ситуация аналогична — на рынке присутствует множество игроков. Но будущее покажет, в чью пользу склонятся люди.

Facebook неоднократно судился с интернет-проектами, которые, например, использовали слова «face» и «book» в названии. «ВKонтакте» сейчас выходит на международный рынок, они зарегистрировали логин vk.com, и, соответственно, становятся глобальным игроком, однако, по-прежнему, во многом копируют Facebook. Наверняка, вы должны были обратить на это внимание...

Мы отслеживаем, что происходит вокруг, выявляя случаи, когда представители других компаний нарушают правила использования наших торговых марок или наработок. Но основные усилия менеджмента сфокусированы непосредственно на развитии Facebook, а отслеживанием внешней ситуации занимаются наши юристы. В некоторых случаях они принимают решение о необходимости каких-либо юридических действий. Однако, эта деятельность не носит приоритетного характера для нас.

В России очень любят слушать музыку через интернет. Та же «ВКонтакте» обладает одним из самых популярных музыкальных архивов. К нему много претензий от правообладателей, но пока все работает. Я слышал, что Facebook собирается запустить собственный музыкальный сервис. Что вы можете сказать об этом?

Мы не предоставляем никакого контента самостоятельно, и препятствуем публикации незаконного контента пользователями. При этом у нас есть опыт сотрудничества с поставщиками легального музыкального контента. Мы имеем механизмы интеграции с такими сервисами, как Pandora в США, а также со Spotify. Они позволяют узнать, что слушают ваши друзья и обменяться с ними музыкой.

Есть ли у предложения от каких-либо российских музыкальных или видеосервисов? Так как Spotify, например, в России пока не работает.

Екатерина Скоробогатова, официальный представитель Facebook в России: Мы ведем переговоры с локальными игроками, предоставляющими легальный музыкальный и видеоконтент. Например, у нас уже есть приложения для Zoomby, в настоящий момент ведется работа над приложением для Omlet.ru. Кроме того, есть еще один очень интересный музыкальный сервис, о котором я пока не могу рассказать, так как он еще не запустился официально. Это сервис, который планирует работать на рынках России и СНГ, и мы ведем переговоры о его интеграции с Facebook.

Ангела Цэ: Мы стремимся к расширению сотрудничества в России. Сложно добиться того, чтобы какой-то конкретный сервис одинаково хорошо работал на всех рынках.

Что вы можете сказать о монетизации Facebook в России. Известно, что русские не очень любят платить за что-либо...

Основным способом монетизации для нас является размещение рекламы. Мы стремимся расширять число наших пользователей за счет предложения самого лучшего на рынке продукта, что, в свою очередь, способствует увеличению доходов от рекламы. Наши специалисты по продажам работают с крупнейшими брендами, присутствующими на рынке. Они заинтересованы в сотрудничестве с Facebook, так как наша российская аудитория отвечает их запросам. Так что я не испытываю беспокойства в отношении монетизации.

В чем заключается отличие российских пользователей от корейских или европейских?

Я вижу, что российские пользователи более активно обмениваются информацией по сравнению с жителями других стран. Русские больше пишут и комментируют. У моих друзей, зачастую, очень длинные диалоги в комментариях, в которых принимает участие более 20 человек.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is