Мобилизация и IT: что в компаниях делают прямо сейчас. Читайте на Cossa.ru

04 октября 2022, 11:57

Мобилизация и IT: что в компаниях делают прямо сейчас

5 действий российской аккредитованной ИТ-компании после начала частичной мобилизации.

Привет, на связи Наталия, руководитель PR-направления в LiveDune. Мы — аккредитованная IT-компания. Сегодня мне бы хотелось очень честно и открыто рассказать, как изменилась работа нашей компании после 21 сентября.

Владимир Путин 21 сентября объявил частичную мобилизацию в России. После этого Ассоциация разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» обратилась в Минцифры с просьбой дать отсрочку сотрудникам IT-компаний. 23 сентября Минобороны назвало IT-специалистов в числе категорий людей, которых не будут призывать. Как уточнило Минцифры, отсрочку смогут получить сотрудники аккредитованных IT-компаний, операторов связи и СМИ, имеющие высшее образование и работающие полный рабочий день. (Источник — Forbes).

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Первое: команда — это опора

Для начала вернёмся на 7 месяцев назад. После 24 февраля я поняла: когда вокруг происходит непонятное, и ты не знаешь, что делать, как реагировать, как проявляться, то самое важное — иметь опору. Кто-то находит её в семье, в близких по духу людях, кто-то в коллегах.

Так получилось, что команда LiveDune — целиком удалённая. У нас даже офиса нет. Бо́льшая часть сотрудников живёт в Краснодарском крае, где собственно и зарегистрирована компания, но есть ребята и из других городов. В момент кризиса мы сплотились как те пингвины, которым срочно нужно греться.

Если бы мы были пингвинами. Источник

Как и в прошлый раз, сразу же после появления первых новостей о частичной мобилизации наш фаундер собрал всех сотрудников на большой zoom. Было важно напомнить, что мы — вместе, даже если находимся в разных городах, что нужно очень осторожно читать новости, и что если кому-то нужна какая бы то ни было помощь, компания готова её оказать.

Мы обсудили повестку (во всех смыслах), выяснили, кто из сотрудников находится в зоне риска, высказали опасения и затем шеф рассказал сухие факты о том, что мы можем сделать для каждого сотрудника прямо сейчас. А ещё шутили, чтобы сбросить градус напряжения и разговаривали о приятных вещах, например, у кого какие комнатные растения живут дома. Это напоминало о том, что даже в этом круговороте у нас есть островки спокойствия.

В течение последних двух недель мы сделали эти созвоны регулярными. А ещё ввели правило: в общий чат можно присылать мемы, и совсем нельзя фейки.

Второе: бюрократия в помощь

На следующий день, 22 сентября, наш правовой отдел, отложив остальные дела, начал оперативно выяснять, какие варианты развития событий у нас есть как у IT-компании.

О действиях на фоне мобилизации рассказывает Ирина Чернявская, бухгалтер компании



Ирина Чернявская

Бухгалтер компании


Когда появились первые новости про частичную мобилизацию, я сразу позвонила в Ассоциацию цифрового развития по Краснодарскому краю. Ребята всегда на связи и всегда готовы помочь. Но 21 числа информации было не так много. Мне не дали подробностей и в местном Департаменте информатизации и связи, и в отделе по мобилизационной работе. Все ждали официального заявления от Минцифры. Дабы не терять время, я отправилась в военкомат, чтобы уточнить условия получения брони для сотрудников. Выяснилось, что на бронь может подать только профильное ведомство.

23 сентября вышло официальное заявление от Минобороны о том, что мобилизация не затронет «граждан с высшим образованием по соответствующим специальностям и направлениям подготовки», работающих в том числе в аккредитованных IT-компаниях и «задействованных в разработке, развитии, внедрении, сопровождении и эксплуатации решений в области информационных технологий» и обеспечения работы IT-инфраструктуры.

В связи с этим заявлением мы срочно провели совещание со всеми сотрудниками о том, какие документы необходимо иметь каждому в случае получения повестки в военкомат. Самостоятельно ребята подготовили копии дипломов о наличии специальности, входящей в список для получения отсрочки. Я в течение дня подготовила для всех мужчин следующий пакет документов:

  • справки с места работы;
  • копии трудовых договоров;
  • копии выписки о вхождении LiveDune в реестр Минцифры, заверенные Генеральным директором.

Отмечу, что в нашей команде сотрудники волновались не столько за себя, сколько за коллег. Резонно встал вопрос: имеет ли генеральный директор компании бронь? Пока возможность включения управленческих специальностей в перечень профильных для IT прорабатывается Минцифры. Нам остаётся только ждать.

Сегодня, две недели спустя, у каждого сотрудника на руках есть весь необходимый пакет документов. Также мы следим за новостями нашего профильного ведомства, чтобы в случае каких-то решений и поправок максимально оперативно среагировать.

Третье: коммуникации развернулись

Ровно на 21 и 22 число у нас были запланированы выходы двух исследований. Одно — весьма провокационное с агентством «Интериум», второе — обширное про охваты в одной соцсети. Оба отложили, заморозили на неопределённый срок. Эти материалы просто неуместны в текущей повестке.

Отказываться от публикаций, убирая их в ящик — не впервой. Как руководитель PR-направления я морально готова перестраиваться в свой работе. Другое дело, что в этом году происходят события, к которым вообще невозможно было подготовиться. Никакие антикризисные заготовки и планы не могли предвидеть то, что происходит.

Заморозив публикации в РФ, мы связались с коллегами из Казахстана и Узбекистана, где у нас также планировались выходы материалов. Они посоветовали отложить их минимум на неделю. И только сегодня мы вернулись к обсуждению публикаций.

Что ж. Это необходимое молчание на внешних площадках дало нам время погрузиться глубже во внутренние процессы. В PR-отделе LiveDune мы переключились на следующие задачи:

  • подготовка нового исследования (сбор и систематизация данных);
  • запись уроков для курсов-партнёров;
  • подготовка к выступлению на Суровом питерском SMM;
  • обновление рейтингов LiveDune;
  • написание материалов в блог компании об обновлениях на сервисе;
  • составление карты бизнес-процессов в PR.

После почти двух недель молчания я написала этот материал специально для cossa.ru.

Четвёртое: HR = поддержка

Работа в компании не остановилась, несмотря на объявленную частичную мобилизацию. Кто-то из сотрудников пришёл только на прошлой неделе и им требуется адаптация, другие продолжают заниматься своими основными обязанностями. Наш HR-отдел скорректировал стратегию работы с сотрудниками ввиду новых вводных.

О новой стратегии HR — Екатерина Василенко, HRBP



Екатерина Василенко

HRBP


Прямо сейчас мы беседуем с сотрудниками — с каждым лично. Собираем общую картину: степень переживания, какая обстановка дома, что происходит в команде отдела. Спрашиваем пожелания, как было бы легче каждому пройти кризис.

Также в интервью аккуратно анализируем, что происходит в эмоциональном плане. Узнаём, насколько сотрудник готов чем-то делиться. Возможно, он переживает за своих родных и близких, возможно, испытывает тревогу за себя (в плане — призовут его или нет). То есть в целом мы собираем общий эмоциональный фон по сотрудникам компании, чтобы оперативно реагировать на изменения.

Важно оценивать риски, чтобы вовремя поддержать людей морально. Это первое и главное, что, на мой взгляд, должен делать HR-отдел в условиях внешней неопределённости.

О бизнесе мы тоже не забываем. У нашей компании амбициозные планы и для их осуществления необходим компетентный персонал, который понимает свои сильные стороны и зоны развития. Для этого мы параллельно продолжаем собирать карты компетенций, чтобы когда ситуация нормализуется, мы оперативно смогли оценить компетенции сотрудников и сформировать их трек развития.

Постоянные созвоны со всей командой

Пятое: терять в кризис — нормально

Бизнес-процессы в команде LiveDune подвижны. Работая по системе agile, мы привыкли корректировать цели каждый спринт, опираясь на результаты предыдущего. Разумеется, начало СВО, блокировка Инстаграм*, санкции сказались на нашей выручке.

О потерях рассказывает Игорь Красюк, основатель LiveDune



Игорь Красюк

Основатель LiveDune


После февральских событий уже к маю мы потеряли до 40% выручки от конца 2021 года. Да, в планах у компании было удвоить показатели предыдущего года, мягко выходить на новые рынки, расширять продуктовую сетку. Теперь в планах вернуться к тем показателям, с которых мы начали падать.

В июне ситуация начала стабилизироваться, и мы увидели рост. Российский рынок стал восстанавливаться, а клиенты из других стран — расти. Сентябрьские события уже внесли изменения. Пока прошла всего неделя, и мы наблюдаем. Дальше будем корректировать цели и планы.

Отмечу, что маржинальность компании до начала февральского кризиса была более 70%, сейчас — около 20%. Это всё ещё даёт нам возможность не работать в минус, гарантировать сотрудникам заработную плату и даже расширять штат.

Сейчас нет на 100% верной стратегии. Каждая компания принимает решения исходя из сотни вводных. Мы — лишь один из вариантов развития событий. Но хочется верить, что наш опыт окажется полезен для кого-то. Если вам вдруг нужно будет просто поговорить с коллегами, наш PR-отдел на связи, готов делиться всем, что знает и поддерживать.

*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is