Будущее в EdTech: как технологии меняют сферу образования и какие перспективы открывает VR. Читайте на Cossa.ru

28 июля 2021, 12:09

Будущее в EdTech: как технологии меняют сферу образования и какие перспективы открывает VR

Сооснователь образовательной платформы для изучения иностранных языков Preply Дмитрий Волошин рассказал о современных технологиях в онлайн-образовании.

Будущее в EdTech: как технологии меняют сферу образования и какие перспективы открывает VR

Чтобы освоить дисциплину и получить новый навык, необходимо отмежеваться от уведомлений на смартфоне и от тревожных мыслей о будущем, углубиться в информацию, сконцентрироваться и регулярно поглощать знания порциями по 20–45 минут в день.

Но 80% студентов в 2021 году из-за сформировавшегося клипового мышления и высокого уровня тревожности из-за пандемии уже не способны сесть и читать книгу более 15 минут, не отвлекаясь.

«Люди живут в состоянии неопределённости, и это влияет на способность обучаться и усваивать новую информацию», — объясняет нейробиолог Оливер Робинсон.

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Прогрессивные образовательные методики не стигматизируют студентов, не готовых учиться по книгам и конспектам, а ищут решение, которое соответствует запросам человека и духу времени.

Технологии VR — одно из таких решений: очки виртуальной реальности помогают отключиться от внешнего мира и полностью погрузиться в языковую среду. VR даёт право на ошибку даже хирургам, что и говорить о студентах других специальностей.

Бороться с диджитализацией бесполезно. Выигрывать будут только те учебные заведения, которые не отбирают телефон и планшет, а относятся к ним как к раздаточному материалу на уроке. Ниже приведу несколько лучших мировых практик по использованию технологий в образовательном процессе.

Какие инструменты уже применяют в образовании

Индустрия образования стремительно развивается: в 2020 году мировой рынок оценили в 5,4 триллионов долларов. Спустя пять лет, по прогнозам аналитиков Holon IQ, эта цифра увеличится на 35%. При этом объём EdTech-рынка — 165 миллиардов долларов. И к 2025 году он вырастет вдвое.

Инфографика: holoniq.com

Технологии меняют образование. Например, искусственный интеллект и Big Data позволяют персонализировать обучение под индивидуальные потребности студентов.

Так, бельгийские школы используют британскую EdTech-платформу Century Tech, которая формирует индивидуальный контент для каждого ученика. Для этого алгоритмы платформы анализируют поведение и предпочтения ребят, уровень их подготовки, пробелы в знаниях. Похожие проекты есть и в других странах — например, в Австралии и Китае.

Ещё одно перспективное направление — технологии дополненной реальности (AR), которые позволяют накладывать виртуальные эффекты на реальную картину. К примеру, российское мобильное приложение AR Tutor помогает обучать детей с ментальными нарушениями. Продукт содержит карточки с изображением бытовых предметов. Когда ребенок наводит камеру смартфона на карточку, на экране появляется анимация — она показывает, как обращаться с предметом.

Скриншот с сайта artutor.ru

Однако самой прорывной EdTech-технологией принято считать виртуальную реальность. VR-продукты не просто воссоздают мультимедийное изображение на телефоне, а целиком «переносят» студентов в искусственно созданный цифровой мир.

Как и для чего используют VR

Разберём подробнее, что из себя представляет виртуальная реальность и какой у неё потенциал.

Повсеместно о VR заговорили в 2010-х, но эта технология гораздо старше. В 1967 году американский учёный Айвен Сазерленд сконструировал первый шлем виртуальной реальности. Устройство с помощью компьютера воссоздавало каркасную модель комнаты: когда пользователь поворачивал голову, изображение «следовало» за его движениями.

Сейчас возможности VR намного шире. Допустим, можно «посещать» мероприятия, не выходя из дома и сохраняя при этом эффект личного присутствия. Компания NextVR уже проводила прямые VR-трансляции нескольких спортивных матчей, а также президентских дебатов демократической партии США.

Благодаря такому подходу зрители могут сэкономить на дорогостоящих билетах. К тому же мероприятия становятся доступными для людей с ограниченными возможностями и просто для всех, кто не может поехать в другую страну.

Особую ценность VR приносит в медицине. В клинике Святого Георгия в Лондоне проводили эксперимент: пациентам дали возможность использовать гарнитуру VR, чтобы смотреть успокаивающие пейзажи до и во время операции. 94% участников признали, что это помогло им успокоиться и расслабиться. А 80% заявили, что во время просмотра меньше ощущали боль.

Фото: helmeton.ru

Фото hsbi.hse.ru

Следует ожидать, что в будущем устройства виртуальной реальности станут ещё более распространёнными и функциональными — как всем привычные смартфоны. Это подтверждают цифры: объём рынка VR-устройств к 2025 году вырастет почти в 10 раз, уверены в компании TrendForce.

VR и образование: как пересекаются эти два мира

Рынок образовательных VR-продуктов ещё рано называть зрелым, но он развивается. Рассмотрим несколько примеров.

Нидерландская компания VR Owl запустила платформу TeachVR, благодаря которой можно создавать виртуальные уроки по биологии, истории и географии с фотографиями и видео в формате 360º. Этот продукт уже применяют в местных школах и колледжах.

В Йельском университете студенты проходят VR-тренировки по проведению хирургических операций. По результатам экспериментов, благодаря новой технологии будущие медики справляются с операцией на 29% быстрее и ошибаются в шесть раз реже. А студенты-антропологи в Кембридже с помощью VR-платформы Rumii изучают символы на гробницах в Египте — за тысячи километров от учебных классов. Без очков виртуальной реальности это было бы невозможно.

Фото: hsbi.hse.ru

Но, пожалуй, главный потенциал технологий VR — помощь в изучении иностранных языков. Дело в том, что их невозможно учить в теории — нужно постоянно слышать живую речь и разговаривать самим.

Не все студенты, которые изучают тот же английский, могут себе позволить уехать на полгода-год в Великобританию или США. Но благодаря виртуальной реальности погружение в англоязычную языковую среду становится возможным.

Так, приложение AltspaceVR позволяет организовать VR-встречи между учеником и носителем языка. Студенты могут практиковать речь в разных ситуациях: играх, вечеринках, презентациях. Приложение MondlyVR погружает студента в симуляцию путешествия и помогает учиться говорить в диалогах с таксистами, официантами, работниками общественного транспорта.

Фото: look-journal.ru

Исследования показывают, что VR-продукты помогают выучить до 30 слов за часовой урок. Это происходит благодаря тому, что человек не просто «пассивно» изучает лексику по словарю или карточкам. Он воспринимает слово в контексте, сразу же использует его в диалоге — и тем самым закрепляет навык.

Главная преграда на пути повсеместного использования технологий виртуальной реальности — их стоимость. В Preply проанализировали, насколько разные страны готовы обеспечить школьникам и студентам доступ к онлайн-обучению, в том числе — выделять достаточный бюджет на поддержку образования. Первые места в рейтинге из 30 стран заняли Норвегия, Дания и Швейцария. Странам Восточной Европы до них пока далеко: Польша оказалась на 19 позиции, Словакия — на 23-й.

Фото: hsbi.hse.ru

Впрочем, шанс «успеть» за инновационными технологиями есть у всех. Цены на VR-оборудование постепенно снижаются, а программных продуктов под виртуальную реальность становится всё больше. Ожидается, что уже к 2022 году всемирный рынок VR вырастет до 5–6 млрд долларов. А значит, настоящий прорыв в образовании — ещё впереди.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is