Стон ведущего, или 18 советов для спикеров. Читайте на Cossa.ru

19 апреля 2016, 10:00
9

Стон ведущего, или 18 советов для спикеров

Вы же тоже ходите на конфы? Как вы думаете, почему там всегда один-два хороших спикера, а у всех остальных получается скучно?

Стон ведущего, или 18 советов для спикеров

Если кратко, потому, что выступления — это вам не penis canina, но это слишком простое объяснение.

Я постоянно выступаю уже года три. Только за последние несколько дней я сам выступил пару раз, подготовил коллегу к выступлению и провел конференцию. Набрал фактуры, в общем, и хочу поделиться.

Вот аж 18 советов (18 советов! ахаха) для тех, кто хочет выступать лучше.

1. Не говорите про маркетинг для ежей

Доклад в жанре «интересная теория» — самый простой по замыслу и самый сложный по исполнению. Скажем, маркетологи часто выступают с теоретическими докладами без примеров типа «6 принципов маркетинга для ежей» (поставьте цели; определите, где ваши ежи; поймите, что они грызут; давайте им погрызть регулярно; смотрите, что дают погрызть конкуренты; не забудьте измерять грызло-KPI).

МегаФон ПроБизнес

Получите Кешбэк 100% за запуск рекламы с МегаФон Таргетом!

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585

Некоторые из теоретических докладов могут быть хорошо оформлены, некоторые — плохо, но реакция аудиторию обычно одна — ну, вот опять, где мой телефон, пойду всхрапну.

Такие доклады делаются, как школьный реферат — чуть-чуть почитали, чуть-чуть поштурмили, накидали 6 идей. Почему публика должна вас за это любить?

2. Теория — это для людей с 10-летним опытом

Хорошая теория — это важно, но она плохо воспринимается на слух и требует бездны опыта (иначе откуда у вас база для своей теории). В среднем случае практика как основа доклада выглядит гораздо, гораздо убедительней.

Лучшие доклады — что на нашем недавнем мероприятии, что вообще за последние годы — это потоки примеров с остроумными комментариями, которые в итоге наводят слушателя на мысль о том, как сделать хорошо. К примеру, в этом жанре выступает Алексей Иванов из ISEE Marketing, учитесь у него, от него исходит свет. Именно так он заработал любовь организаторов мероприятий — от Yac/m «Яндекса» до региональных семинаров.

Пример: выступление Алексея «Психология взаимоотношений с посетителем сайта» для «Яндекс.Вебмастерской». Доклад около 30 минут, 2 минуты теории, 28 минут примеров

3. Главный KPI — быть лучшим спикером

На каждой конфе может быть только один лучший спикер. Будьте им! (Эту мысль я украл у того же Алексея Иванова на одной конфе, где мы выступали вместе. Как вы думаете, кто стал лучшим?)

4. Примеры помогут каждому

Серьезно, самый наивный пример — «у нас было три конверсии, и вот наш средний чек» — вызывает больше интереса, чем пачка слайдов о стратегии. Если примеры хорошие, вас будут слушать, ведущий даст вам дополнительное время, народ закидает вас вопросами, вас запомнят как лучшего спикера, позовут выступать еще, предложат написать книгу и купят то, что вы продаете.

5. Теория должна быть либо волшебной, либо никакой

Если же вы сделали даже хороший теоретический доклад — знаю по себе — вас похвалят за слайды, драйв и штуки. И забудут завтра. Короче, теоретический доклад должен быть либо волшебным, либо никаким. И то хорошо бы пару примеров :)

6. Используйте принцип Красного Рогопила

Ок, даже с примерами половина спикеров выходит и начинает рассказывать: вот прибор, он может 38, а с настройкой 2 — смотрите, как настроить на 2 — он выдает 24, ну надо же — 24!

Дорогой оратор, мы вообще не поняли, что у тебя за прибор, поэтому нам не очень интересно про 24, пока мы не понимаем, какое все это имеет отношение к нам.

На коммерческой конфе вы выходите с информирующим докладом. Сценарий инфоспича известен в деталях с VIII в до н.э. и устроен так: проблема → эскалация проблемы → решение.

Пример. 

— Спикер: знакомы ли вам Зеленые Рога?!
— Аудитория — да!
— Они ведь чешутся?
— Да!
— И свербят по ночам нереально?
— Блин, да!
— И показаться на люди стыдно?
— Ну откуда он знает?
— Короче, братцы, у меня тоже были Зеленые Рога. Я рогатый?
— Неет!
— А знаете почему?
— Нууу?
— Потому, что я придумал Красный Рогопил! И вот как он работает: через 38 минут Рогов не будет, а с настройкой 2 — смотрите, как настроить на 2 — всего через 24! Ну не класс ли? Если что, у меня еще есть, последний Рогопил остался, налетай!

Перед решением можно еще поговорить о том, кто виноват — в лучших российских традициях.

7. Делайте минимум 4 прогона с таймером

Готовьтесь к выступлениям, ну пожалуйста. Прогоните свой доклад раза четыре с таймером в руках. Спикер, которому дали 20 минут на кейсы, и при этом 15 минут он проводит на первом слайде про новое позиционирование компании — томительное зрелище.

8. Не пытайтесь сказать все сразу

Если у вас есть всего 15 минут, не пытайтесь рассказать тему на полчаса. За счет бешеного темпа вы сможете впихнуть в два раза больше слов, но никто ничего не поймет. Новички, особенно специалисты, часто хотят рассказать все, что знают. Это желание следует пресекать. Расскажите про что-то одно.

Пример: бодрое, но тяжелое для восприятия выступление Артема Зыкина (видеопродакшен Nimax). Публика говорит на выходе из-за зала: «нуууууу ваши спикеры грузят!»

9. Во время репетиции оставьте себе запас

Наоборот, если вы спокойно уложитесь в 10 минут и при этом расскажете что-то интересное, вам в оставшееся время зададут много вопросов и будет веселая движуха.

Пример: выступление сооснователя KudaGo Виталия Хитрова. Общая длина 17 минут, работа с залом с 8:30. Это не самое яркое на свете выступление, но именно оно запомнится большинству слушателей конференции

10. Пожалейте слепых

Серьезно, пожалейте слепых — меня и других людей, у которых к 35 уже не то орлиное зрение, что раньше.

Вот примеры слайдов с конфы, которую я вел, просто из докладов подряд. Ну еле ж видно! На слайде должна быть либо картинка, либо немного крупного текста.

11. Перестаньте разговаривать со слайдами

Вы скажете, что размер текста не важен, потому что слайды — это скорее ваша шпаргалка. Друзья, хуже нет, если спикер разговаривает со слайдами — он моментально теряет контакт с залом. В идеале свою пачку слайдов надо знать наизусть. Да, понятно, это тяжело — у вас же было полдня на подготовку — но хотя бы посматривайте на них пореже.

12. Не зависайте и не зубрите

Человек, который хотя бы на секунду подвисает с мыслями вслух — так, а этот слайд мммммм зачем? пропустиммммм — теряет аудиторию навсегда. Обычно это признак либо плохой подготовки слайдов, либо плохо выученного текста. Не учите текст наизусть, лучше пишите слайды параллельно с первыми прогонами. Так вы и структуру запомните, и презентацию доведете до ума.

13. Любите свою публику

Аудитория чувствует, если спикер ее не любит, и ничего не прощает. Если вам кажется, что народу все равно мало и ну него на, если вы не готовились, если вы надменный гусь и всех мелко видите — аудитория все поймет и не будет вас слушать. Будьте человеком, уважайте слушателей, помогайте им, вдохновляйте!

А если в зале и впрямь мало людей — организаторы не смогли собрать публику — имейте смелость рассказать свою речь так, как будто перед вам тысяча человек. Шоу маст гоу он. Ваши два с половиной слушателя запомнят и оценят — и бог знает как, но это всплывёт. К примеру, никогда не забуду выступление Влада Ситникова (Hungry Boys) ровно в такой ситуации — он говорил будто бы для TEDa.

14. Отдельно готовьте начало и конец

Начало в стиле «ну, поехали» и конец типа «у меня все» — это самое унылое, что можно себе представить. Но именно так начинается и заканчивается две трети докладов. Спикер, видимо, думает — уф, ну все, я отстрелялся, поскорее бы домой уже.

Но вы же выходите не просто так, правда? Выступления сами по себе ничего не дадут, вы же хотите аудиторию чем-то заинтересовать. И вот ваши два шанса:

а) В начале доклада публика еще не спит — ого, кто-то новый, ну может хоть он скажет что-то интересное?
б) В конце доклада публика понимает, что сейчас вы наконец уйдете и с резким всхрапом выходит из спячки — взхррр-ой!

Это именно те два момента, когда можно как-то привлечь внимание тех 95%, которые пришли на Игоря Манна или подобного хейдлайнера. Придумайте бодрое начало и мотивирующий конец, который заодно помогает напомнить о той штуке, ради которой вы вышли на сцену.

15. Не выступайте вечером, если вы не рок-звезда

Никогда не выступайте в конце программы, особенно на многодневных конференциях типа RIW. Если только вы не Игорь Манн, на которого все и пришли. В противном случае вы увидите 3 человек в зале, причем эти несчастные и сами не поймут, почему они тут застряли. Тут вам даже Красный Рогопил не поможет — слушать не будут.

16. Старайтесь попасть в первую треть программы

Кроме того, не выступайте с утра (еще никого не будет) и сразу после обеда/перерыва (никто не соберется, а кто придет — тот проспит).

Лучшее время для доклада — утром, где-то третьим, после очень сильного спикера. Парадокс? Ничуть. Хороший спикер раскачивает аудиторию, а вы покачаетесь на его волне — лучше будут слушать и вас. Выступал раз после Дмитрия Сатина на Digitale (видео тут) — это был рок-н-ролл, и не потому, что я такой крутой.

17. Следите, кто выступает перед вами и что он делает с залом

То же касается и плохих спикеров. Возможно, перед вами вышел человек, которому коллеги сделали теоретические слайды на колене в туалете, а сам он их видит в первый раз и бекает-мекает, вгоняя народ в апатию. Срочно придумывайте веселые вопросы к залу и всячески готовьтесь играть сами у себя на разогреве — вас тоже будут поначалу воспринимать скептически.

18. Укладывайтесь в тайминг

Если вы не вписались во время, вас тихо ненавидят все — ведущий, зал, который вы утомили, а больше всего — следующий за вами человек, который — о чудо! — готовил свой доклад и которому придется из-за вас гнать. Есть исключения — если у вас эпически крутые примеры, вам все простят. Но у вас, скорее всего, их нет.

Ладно, тут можно кипятиться три дня, кому Красный Рогопил? Вот вам моя трехминутная преза про выступления «Растворимый Мартин Лютер Кинг».

А вот наш общий аккаунт на SlideShare, там много прекрасных докладов про маркетинг для ежей.


Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

Потрясающая статья! Признаюсь, еще с института у меня есть привычка читать поверхностно, избирательно выхватывая "главное".

Эту статью прочитала взахлеб на одном дыхании. Браво!!!
Надежда, спасибо!
Сочная жирная статья, спасибо
Дмитрий, welcome!
Прочитала с удовольствием! Я начинающий спикер, и мне актуально. Пойду готовить примеры с секундомером
Мария, еще очень полезно во время репетиции взять в руку микрофон или что-то похожее на него по весу/размеру (бутылку и т.п.). Когда на сцене вам дадут в одну руку микрофон, а в другую кликер, движения у вас неожиданно станут скованными (локти прижаты к корпусу).

Зажатая поза, как понятно, мешает налаживать контакт с публикой. Если гонять доклад сразу с микрофоном или чем-то вроде, можно избежать этого неприятного сюрприза.

Удачи вам!
- 0 +
как продюсер и модератор конференций - то есть, одна из страдающих сторон - страстно и долго трясу автору руку!
Роман, напомнило старый анекдот про скучный спектакль в театре.

Крик:

- Врача, врача! В зале есть врач?

- Да, я врач!

- Коллега, не правда ли, страшную *ню нам показывают?
Молодцы. Не перестаёте радовать хорошим контентом. Поделился ссылкой на: http://aspeak.ru/page/library-for-speaker/

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is


Вход на cossa.ru

Уже есть аккаунт?
Авторизуйся через VK:
Vkontakte
Не забудьте написать email на странице своего профиля для управления рассылкой